• Посилання скопійовано

Предприятие самостоятельно приняло решение о ликвидации НМА: что с НДС?

По состоянию на 01.01.2015 г. на предприятии учитывается срочная лицензия на торговлю электроэнергией и на протяжении 1 полугодия 2015 г. начисляется амортизация. 28.06.2015 года лицензию на данный вид деятельности отменили. Предприятие приняло решение списать НМА. Как быть с НДС и выпиской НН?

Вопрос: По состоянию на 01.01.2015 г. на предприятии учитывается срочная лицензия на торговлю электроэнергией и на протяжении 1 полугодия 2015 г. начисляется амортизация. 28.06.2015 года лицензию на данный вид деятельности отменили. Предприятие приняло решение списать НМА. Как быть с НДС (расходы на приобретение были с НДС и есть НК) и выпиской НН? Необходимо ли при списании начислять НО на остаточную сумму? Имеем ли право отнести сумму начисленного НО на затраты?

Ответ: Поскольку объем годового дохода Вашего предприятия не превышает 20 млн. грн., то учет списания НМА должен происходить в соответствии с п.34 ПСБУ 8 «Нематериальные активы», в соответствии с которым, нематериальный актив списывается с баланса в случае его выбытия или в результате бесплатной передачи или невозможности получения предприятием (учреждением) в дальнейшем экономических выгод от его использования. Поскольку экономических выгод от этого актива предприятие никогда уже не получит, то списать его оно имеет полное право, однако такое решение налогоплательщик принимает самостоятельно (это существенное условие, которое в дальнейшем нам пригодится).


В соответствии с п.35 ПСБУ 8, финансовый результат от выбытия объектов нематериальных активов определяется как разница между доходом от выбытия (за вычетом непрямых налогов и расходов, связанных с выбытием) и их остаточной стоимостью. Регистры аналитического учета выбывших нематериальных активов прилагаются к документам, которыми оформлены факты выбытия этих объектов.

В отношении обложения этой хозяйственной операции НДС, нужно руководствоваться п. 189.9 НКУ, в соответствии с которым в случае если основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются по самостоятельному решению налогоплательщика, такая ликвидация для целей налогообложения рассматривается как поставка таких основных производственных или непроизводственных средств по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации.

Норма этого пункта не распространяется на случаи, когда основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются в связи с их уничтожением или разрушением в результате действия обстоятельств непреодолимой силы, в других случаях, когда такая ликвидация осуществляется без согласия плательщика налога, в том числе в случае хищения основных производственных или непроизводственных средств, что подтверждается в соответствии с законодательством или когда налогоплательщик подает контролирующему органу соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных производственных или непроизводственных средств другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению.

В то же время в подкатегории 101.06 системы «ЗIР» налоговики также отметили:

«Если по не зависящим от плательщика НДС обстоятельства основные средства (их часть) разрушены, похищены или подлежат ликвидации или плательщик налога вынужден отказаться от их использования вследствие угрозы или неизбежности их замены, разрушения или ликвидации, то такой налогоплательщик на основании приказа руководителя предприятия в отчетном периоде, в котором возникают такие обстоятельства, осуществляет их ликвидации и добавляет к налоговой декларации по НДС за такой отчетный период соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных производственных или непроизводственных средств другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению».

Несмотря на то, что и в пункте НКУ и в консультации «ЗІР» речь идет об основных средствах, считаем, что и там и там имеется в виду необоротные активы предприятия, к которым относятся как ОС, так и НМА. 

Подытоживая все вышесказанное можно сделать такой вывод: предприятие самостоятельно приняло решение о ликвидации НМА по независящим от него причинам (в следствие изменения законодательства в данном вопросе). Поэтому, если с декларацией по НДС Вы подадите соответствующий документ об уничтожении НМА, то НДС начислять будет не нужно вообще. 

 

Найкращі консультації – тепер у Telegram та Viber!

Читайте відповіді «Дебету-Кредиту» на найцікавіші та найактуальніші запитання у популярних месенджерах!

Доступ до цього матеріалу можливий лише для зареєстрованих користувачів. Якщо ви вже зареєстровані на нашому сайті — будь ласка, авторизуйтесь.

Або зареєструйтесь , прямо зараз, це не вимагає ваших персональних даних і займе не більше однієї хвилини.

Зареєструватись

Автор: Дрючин Дмитро

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Оподаткування/ПДВ

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «ПДВ»

  • Оплата корпоративною карткою послуг Google Workspace та Office 365: ПДВ та документальне оформлення
    ТОВ на загальній системі оподаткування - платник ПДВ. Директор раніше сплачував нерезиденту (Google Workspace, Office 365) щомісячно за послуги доступу з власної картки без компенсації. Зараз планується перевести оплати на корпоративну картку. Чи правомірні такі щомісячні оплати з корпоративної карти? Чи може квитанція бути на ім'я директора? Чи потрібно сплачувати ПДВ за імпорт таких послуг?
    04.11.202532
  • Придбання обладнання у неплатника ПДВ та його подальший продаж: оподаткування ПДВ
    Платник ПДВ придбаває сонячні панелі, акумулятори, інвертори та комплектуючі у постачальника-неплатника ПДВ, який самостійно імпортував це обладнання та сплатив ПДВ при митному оформленні. Потрібно з'ясувати порядок формування податкового зобов'язання при подальшому продажу, наявність права на податковий кредит, вплив факту імпорту неплатником ПДВ та вимоги до документального оформлення
    04.11.202550
  • Оподаткування ПДВ міжнародних та внутрішніх перевезень для "єдинника" ІІІ групи ЄП
    ФОП на ІІІ групі ЄП зі ставкою 5% (неплатник ПДВ) займається міжнародними перевезеннями вантажів за основним КВЕД 49.41. Чи застосовується ставка ПДВ 0% при міжнародних перевезеннях за наявності ЦМР? Як оподатковуються ПДВ внутрішні перевезення? Чи потрібна звітність з ПДВ?
    04.11.202514
  • Оподаткування компенсації за рішенням суду щодо знищеного авто
    Підприємство отримало на рахунок компенсацію за рішенням суду у сумі 1 млн грн за вантажний автомобіль, який був виведений з експлуатації після ДТП. Чи слід нараховувати податкові зобов’язання з ПДВ при отриманні цієї суми та на яку базу їх визначати? Чи потрібно включати зазначену суму компенсації до складу доходу підприємства? Автомобіль придбано за 600 тис. грн (в т.ч. ПДВ 100 тис. грн), залишкова вартість на дату ДТП і виведення з експлуатації 400 тис. грн
    03.11.202519
  • Передача брендованих термокружок дилерам: що з оподаткуванням?
    Підприємство, при проведенні конференції для 35 дилерів (не працівників), передало їм безкоштовно брендовані термокружки ринковою вартістю 10 500,00 грн за одиницю, які використовувались як елемент представницьких витрат і втратили товарний вигляд. Чи вважається безоплатна передача таких термокружок додатковим благом фізичних осіб (дилерів) з відповідним оподаткуванням ПДФО та ВЗ? Чи виникає у підприємства зобов'язання щодо нарахування компенсуючого ПДВ (за пп. 198.5 ПКУ) на вартість цих термокружок?
    03.11.202531