• Посилання скопійовано

Должностная инструкция: формальность или необходимость?

Должностная инструкция: формальность или необходимость?

Как указано в Справочнике квалификационных характеристик профессий работников, утверждённом приказом Минтруда от 29 декабря 2004 г. №336 (далее – Справочник квалификационных характеристик), должностные инструкции должны быть на каждом предприятии.

В надлежащем оформлении должностных инструкций должен быть заинтересован, прежде всего, работодатель. Объясним, почему это так.

В ст. 21 Кодекса законов о труде Украины (далее – КЗоТ) указано, что трудовым договором является соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу, определённую этим соглашением.


На практике мало кто подписывает письменные трудовые договоры. Вместо этого оформляют приказ или распоряжение о назначении работника на должность. Поэтому работник может проработать на предприятии долгое время, а иногда – до момента увольнения, не имея четко определённых трудовых прав и обязанностей. В случае какого-либо конфликта, например, при отказе работника выполнять задание руководителя, последнему сложно будет отстоять свои интересы законными методами, так как трудовая функция работника «на бумаге» не зафиксирована. Поэтому в отсутствии письменного трудового договора целесообразно оформлять должностные инструкции. 

Отсутствие должностной инструкции заметно усложняет возможность принятия решений о привлечении работника к дисциплинарной, материальной, а иногда и к административной и уголовной ответственности за правонарушения, связанные с невыполнением или ненадлежащим выполнением должностных обязанностей. Причина здесь очевидная: прежде чем предъявить обвинение работнику в нарушении должностных обязанностей, необходимо установить, принадлежат ли те или иные обязанности к трудовой функции именно этого работника.

Должностная инструкция разрабатывается с целью очертить круг должностных обязанностей конкретного работника, и является своего рода дополнением к приказу о принятии на работу, его логическим продолжением.

 

Увага!

Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook

Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.

Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс

Передплатити

Автор: Гарный Дмитрий

Джерело: Киевский центр поддержки и развития бизнеса

Рубрика: Праця та соціальний захист/Трудові відносини

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Трудові відносини»

  • Оформлення працівника - сумісника на час декретної відпустки бухгалтера
    Бухгалтер (єдиний) з 18.11.2024 р. йде у відпустку по вагітності та пологах на 126 днів. Далі вона планує вийти на роботу після закінчення лікарняного. На цей період (126 днів) підприємство планує прийняти сумісника на виконання обов'язків бухгалтера. Як оформити такого сумісника? Які потрібні накази, повідомлення до ДПС тощо?
    22.11.202488
  • Чи може сумісник працювати у суботу?
    Є необхідність взяти на роботу працівника, але він може працювати тільки за сумісництвом і тільки по суботах. Підприємству такий графік роботи підходить. Чи має підприємство в такому разі нараховувати працівнику подвійну ставку, тому що це робота у вихідний? Як правильно скласти графік роботи?
    21.11.202449
  • Виправлення скороченої назви підприємства у трудовій книжці
    При заповненні трудової книжки вказано скорочену назву роботодавця: ТОВ "Квіточка" замість "Товариство з обмеженою відповідальністю "Квіточка". Чи стане це перешкодою при передаванні відомостей про трудову діяльність працівника в електронному вигляді до ПФУ? Якщо так, то як це виправити, якщо деякі підприємства вже ліквідовані?
    21.11.202434
  • Витрати у відрядженні на оплату користування платними дорогами
    Працівник повернувся з закордонного відрядження та надав нефіскальні чеки з платіжного терміналу за проїзд платними дорогами. Оплата проведена банківською картою та відображена у виписці, яку надав працівник. Чи підлягають такі витрати оподаткуванню ПДФО та ВЗ?
    20.11.2024364
  • Які наслідки, якщо оплатили ДМС для працівника в сумі більше 30% його зарплати?
    У працівника зарплата 39 тис. грн. В липні 2024 оплатили медичне страхування на рік 21000,00 грн. Чи є це додатковим благом та чи треба сплатити ПДФО 18 % та ВЗ 1,5%? Оскільки минув час, які штрафи має сплатити підприємство, якщо зараз оплатимо податки за рахунок працівника? Та чи дійсна зараз пільга 30% по договорам страхування?
    19.11.202426