В соответствии с пп. 10.2.3 НКУ, туристический сбор относится к местным сборам.
Средства по такому сбору уплачиваются в местный бюджет. Базовым налоговым (отчетным)
периодом для туристического сбора является календарный квартал (пп. 268.7.3
НКУ). Ставка устанавливается в размере от 0,5 до 1 процента к базе удержания
сбора. В свою очередь, базой удержания является стоимость всего периода проживания
(ночлега) без НДС. Согласно пп. 268.4.2 НКУ, в стоимость проживания не включаются
расходы на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, починка и глажка одежды,
обуви или белья), телефонные счета, оформление загранпаспортов, разрешений на
въезд (виз), обязательное страхование, расходы на устный и письменный перевод,
другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда.
Плательщиками сбора являются граждане Украины, иностранцы, а также лица без
гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы,
на которой действует решение сельского, поселкового и городского совета об установлении
туристического сбора, и получающие (потребляющие) услуги по временному проживания
(ночлегу) с обязательством оставить место нахождения в указанный срок. То есть
ключевым фактором выступает факт временного проживания, в данном случае в командировке.
В то же время в соответствии с пп. 268.2.2 НКУ лица, прибывшие в командировку,
не являются плательщиками туристического сбора.
Для подтверждения командировки,
по нашему мнению, необходимо показывать администрации гостиницы не приказ на
командировку, а именно командировочное удостоверение1.
1Такой документ ныне действующим законодательством не предусмотрен,
однако ничем не запрещено использовать его в качестве документа, удостоверяющего
перед третьим лицом факт нахождения работника в командировке.
Администрация гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и других
учреждений гостиничного типа, санаторно-курортных учреждений в этом случае является
налоговым агентом туристического сбора. Налоговые агенты удерживают сбор при
оказании услуг, связанных с временным проживанием (ночлегом), и указывают сумму
уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание. Но обратите
внимание: так они должны действовать только в отношении тех субъектов, которые
являются плательщиками туристического сбора. То есть предприятие, чей работник
ездил в командировку, но гостиница по каким-либо причинам не приняла к сведению
документы, удостоверяющие его нахождение в командировке, видит сумму туристического
сбора в документах от такой гостиницы. В этих документах сумма туристического
сбора указана отдельной строкой:
1)с одной стороны, в соответствии с пп. 140.1.7 НКУ, к командировочным
расходам относятся «...сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением
таких расходов»
,
2)с другой — норма пп. 268.2.2 НКУ исключает командированных работников
из числа плательщиков туристического сбора.
Налицо конфликт интересов. Но осторожным бухгалтерам в такой ситуации можно
посоветовать не отражать сумму туристического сбора в составе налоговых расходов.
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити