• Посилання скопійовано

Учет материалов, образовавшихся в процессе демонтажа основных средств: налоговые последствия

Юрлицо проводило ремонт по договору подряда другому юрлицу (обе стороны плательщики НДС). При демонтаже объекта были оприходованы стройматериалы 70% пригодности и использованы при выполнении работ (списаны на себестоимость по цене оприходования). Какие последствия?

ВопросЮрлицо проводило ремонт по договору подряда другому юрлицу (обе стороны договора плательщики НДС на общей системе налогообложения). При демонтаже объекта были оприходованы по акту стройматериалы 70% пригодности и использованы при выполнении работ (списаны на себестоимость по цене оприходования). Какие могут быть последствия, в т. ч. при обложении НДС?

Ответ

В процессе выполнения ремонта основных средств (необоротных активов), в том числе и демонтажа, могут быть получены составляющие части и прочие материалы, которые в дальнейшем могут использоваться в хозяйственной деятельности предприятия. Причем это не зависит от того, кем осуществляется данный ремонт (демонтаж): предприятием самостоятельно собственными силами или подрядной организацией.

Рассмотрим, что должно происходить в случае произведения демонтажа и последующей установки материалов, которые возникли в процессе этого демонтажа, у заказчика и подрядчика.

1. Заказчик

Учет основных средств на предприятиях ведется согласно П(С)БУ 7 «Основные средства», а также Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 30.09.2003 г. №561 (далее - Методрекомендации). В этих документах разъясняется порядок отражения в учете у владельца или арендатора основных средств (то есть, как раз у Заказчика в данном случае) различных операций с ними, в том числе и по ремонту (или демонтажу). 

Поскольку в данном случае мы отвезаказчика здесь мы не рассматриваем. Укажем только один важный момент.  

Полный демонтаж объекта основного средства – это не ремонт, а его ликвидация. Не смотря на то, что результатом такой ликвидации может быть получение материалов, которые могут быть использованы для создания нового объекта основных средств. Если демонтируется часть объекта основных средств, то уместно говорить о частичной ликвидации объекта основных средств. Последствия и документальное оформление как полной, так и частичной ликвидации объекта основных средств в учете у владельца одинаковы, и достаточно хорошо прописаны указанными выше приказами Минфина.

Материалы, которые получены в результате демонтажа основного средства, являются собственностью владельца такого основного средства. В случае, если такие материалы соответствуют критериям активов - ресурсов, контролируемых предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем (п. 3 НП(С)БУ 1), предприятие приходует их на баланс как запасы, одновременно признавая прочие доходы (корреспонденцией счетов Дт 20 Кт 746). В противном случае предприятие считает их отходами и передает на утилизацию.  

Согласно пп. 41 и 43 Методрекомендаций №561, в частности, для оформления соответствующих  первичных документов, руководителем предприятия создается постоянно действующая комиссия. Такая комиссия определяет возможность продажи (передачи) другим предприятиям или использования самим предприятием материалов, которые могут быть получены при демонтаже, разборке (ликвидации/частичной ликвидации) основных средств, а также устанавливает их количество и стоимость. 

Составленные комиссией акты отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения должностным лицом (руководящим органом). Типовые формы актов установлены приказом Минстатистики от 29.12.1995 р. №352 «Об утверждении типовых форм первичного учета». В данном случае будет использоваться Акт на списание основных средств (форма №ОЗ-3). Эта форма, утвержденная уполномоченной особой предприятия, как раз и будет основанием для передачи на склад материалов, которые остались в результате демонтажа (ремонта). Стоимость материальных ценностей, что были получены от сноса и разборки основного средства (частичной ликвидации), будут отображаться в Форме №ОЗ-3 в разделе «Розрахунок результатів списання об'єктів».

Далее, при использовании этих материалов во время проведения ремонтных работ подрядчиком, эти материалы, как давальческое сырье передаются по накладной или по акту приема-передачи организации, которая будет производить текущий ремонт. Если переданные материалы не будут использованы в полном объеме, то по таким же документам остаток неиспользованных материалов будет передан обратно на баланс заказчика. Поскольку право собственности на такие материалы сохраняется за заказчиком, то передача их исполнителю не приводит к возникновению НО по НДС, или к возникновению в бухгалтерском учете доходов или расходов (такие материалы продолжают  учитываться на балансе Заказчика, возможно, с учетом на дополнительном аналитическом субсчете «Материалы, переданные подрядчикам»).  

2. Подрядчик (исполнитель)

Подрядчик при выполнении текущего ремонта (демонтажа, частичной ликвидации) использует материалы. Эти материалы могут быть приобретены подрядчиком самостоятельно и числится на балансе до использования их в процессе выполнения работы. А также могут предоставляться заказчиком как давальческое сырье (далее рассматриваем именно этот вариант, поскольку он указан в вопросе).

Для этого подрядчик по накладной или по акту приема-передачи давальческого сырья получает необходимый материал. В учете подрядчика такие материалы отражаются  на забалансовом счете 022 «Материалы, принятые для переработки». Для учета проведенных ремонтных работ используется счет 23 «Производство», где отражаются все затраты, понесенные при выполнении работы (собственные материалы, зарплата строителей, амортизация оборудования и т. д.). Стоимость давальческого сырья заказчика в расчете себестоимости не участвует.

Подрядчик на дату возникновения налоговых обязательств (п. 187.1 НКУ), начисляет НДС на услуги по ремонту на общих основаниях по ставке 20%. Надлежащим образом оформленная налоговая накладная, будет основанием для включения суммы НДС  в налоговый кредит заказчика.

Выполненная работа принимается по акту, к акту будет приложена смета, в которой будут указаны, в т. ч. использованные материалы заказчика в количественном выражении. Отдельной накладной или актом будут переданы остатки неиспользованных материалов. На основании этих документов, и будут списаны материалы с за балансового счета 021.

Налоговое обязательство при возврате неиспользованных материалов не возникает, так как такая операция не является объектом налогообложения НДС, потому что давальческое сырье остается собственностью заказчика и при передачи его подрядчику право собственности не переходит. Т. е. передача и возврат давальческого сырья не соответствует определению поставки, определенное пп. 14.1.191 НКУ, и поэтому не является объектом налогообложения НДС по п. 185.1 НКУ.

Выводы: Если, как указано в вопросе, предприятие – подрядчик оприходовало у себя на балансе как собственные запасы материалы, полученные от демонтажа объекта основных средств, принадлежащего другому лицу, при этом передачи права собственности на такие материалы не происходило, это ошибка в учете. Ошибкой было и списание таких материалов на себестоимость выполненных работ. Однако, скорее всего, такая ошибка не привела к серьезному искажению налога на прибыль у подрядчика, поскольку он практически одновременно и признал лишние доходы в сумме справедливой стоимости «бесплатно полученных материалов», и лишние расходы, списав справедливую стоимость таких материалов на себестоимость выполненных работ. А вот у заказчика, скорее всего, возникла проблема. Как минимум, в том, что он не оприходовал образовавшиеся в результате демонтажа материалы и не признал соответствующие доходы в бухучете. В части НДС данная ошибка к негативным последствиям не привела (поскольку указанная операция не облагалась НДС и не влияла на стоимость проведенных ремонтных работ). 

Увага!

Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook

Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.

Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс

Передплатити

Автор: Воробйова Юлія

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Оподаткування/ПДВ

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «ПДВ»

  • Чи нараховувати ПДВ на супутні послуги при міжнародних перевезеннях?
    Для виконання контракту на перевезення організація залучає послуги сторонніх організацій згідно з договором субпідряду. У міжнародному перевезенні згідно з CMR послуга оподатковується за ставкою 0% ПДВ, але до перевезення додаються супутні витрати на оформлення негабаритних дозволів та супроводу по території Польщі. Ця послуга перевиставляється клієнту. Чи оподатковується вона ПДВ, якщо вона надана субпідряднику на території Польщі та чи потрібно нарахувати 20% ПДВ при перевиставлені таких послуг?
    Сьогодні 15:2213
  • ПДВ при вивезенні з митного складу за межі митної території України нерозмитнених товарів
    Підприємство помістило імпортовані товари в режим «митного складу», ПДВ не сплачувалося, ПК не відображалося, та планує їх реекспортувати, що звільнено від ПДВ згідно пп. 206.5 ПКУ. При цьому отримано податковий кредит з ПДВ на послуги зберігання та транспортування цих товарів. Чи потрібно нараховувати компенсуючий ПДВ за п. 198.5 ПКУ на ці послуги? Чи потрібно нараховувати компенсуючі ПДВ за ст. 199 ПКУ?
    21.11.202410
  • Як відобразити в декларації з ПДВ відмову у бюджетному відшкодуванні?
    Підприємство отримало акт позапланової документальної невиїзної перевірки, в якому відмовлено у відшкодуванні ПДВ на 170 000 грн і визначено заниження значення рядку 21 декларації з ПДВ за серпень 2024 р. на 170 000 грн. Чи має право підприємство подати УР за серпень 2024 р., в якому буде прибрано вищезазначену суму із заяви на відшкодування і включено до рядка 21? Чи можливо уникнути андміністративної відповідальності посадовим особам підприємства за ст. 163.1КУпАП (помилки в податковому обліку)?
    15.11.202427
  • Надання рекламних послуг нерезиденту: що з ПДВ?
    ТОВ на загальній системі, платник ПДВ, надає нерезиденту рекламні послуги, які не є об’єктом ПДВ за пп. «б» пп.186.3 ПКУ. Чи є рекламними послуги: організація онлайн-виступу представників нерезидента на конференції; медіа-підтримка — розміщення новин про співпрацю; розміщення логотипу нерезидента на рекламних носіях конференції як партнера; розміщення стаціонарного банера в зоні конференції. Чи буде онлайн-участь нерезидента електронною послугою з місцем надання — реєстрацією отримувача?
    14.11.202427
  • Формування податкового кредиту за касовим методом після спливу 365 днів
    Податковий кредит формуємо з сум ПДВ, визначених згідно з коефіцієнтом розподілу, тобто частково за касовим методом та частково за загальними правилами. У липні 2023 р. від постачальника отримані послуги, які були оплачені не в повній сумі. У декларації з ПДВ за липень 2023 року до ПК включено ПДВ за ПН за цей же період відповідно до коефіцієнту розподілу. У серпні 2024 р. оплачується заборгованість за отримані в липні 2023 р. послуги і, відповідно, в декларації за серпень 2024 р. до ПН включається пропорційна до оплати сума ПДВ ПН за липень 2023 року. Тобто включається сума ПДВ ПН, дата складання якої більше 365 днів. Чи правомірне таке формування ПК?
    14.11.2024261