Вопрос: С целью продвижения товаров, холодильники предприятия установлены в магазинах с логотипом торговой марки (арендная плата не выставляется). Холодильники числятся на балансе предприятия, договоров аренды нет и при прекращении сотрудничества холодильники возвращаются на предприятие. По бухгалтерскому учету начисляется амортизация, которая отражается в финансовой отчетности. В налоговом учете эти операции не отражаются. Правильны ли наши действия, какие аргументы можно привести в защиту не отражения операций в налоговом учете НДС и налога на прибыль.
Ответ: Давайте все же начнем с п. 134.1.1 НКУ, в соответствии с которым налоговый учет налога на прибыль как таковой перестал существовать. Причем предприятия с объемом годового дохода до 20 млн грн могут рассчитывать налог на прибыль, основываясь только на данных бухгалтерского учета, а предприятия с большим объемом доходов должны учитывать налоговые разницы, которые описаны в ст. 138-140 НКУ.
Однако, и в том, и в другом случае (по какой бы схеме предприятие не вело учет налога на прибыль) амортизация необоротных активов включается в расходы предприятия. Причем, учитывая условия вопроса, можно с уверенностью утверждать, что амортизация таких активов должна отражаться по дебету счета 93 «Расходы на сбыт», поскольку именно с помощью этих активов предприятие обеспечивает реализацию своей продукции или товаров (продвигает их на рынке и пр.).
Таким образом, амортизация холодильников, в любом случае, будет уменьшать налогооблагаемую прибыль по итогам отчетного периода. Мало того, ничего не мешает заключать с магазинами, где временно расположены эти холодильники, договоры операционной аренды. Напомним, согласно п. 16 П(С)БУ 14 «Аренда» указано, что при заключении договора операционной аренды, объект аренды остается на балансе арендодателя и именно он начисляет на него амортизацию. Арендная плата может быть рассчитана исходя из одного календарного дня пользования холодильником.
Но для ведения бухучета и определения объекта обложения налогом на прибыль стоит помнить, что все операции должны быть подтверждены правильно составленными и оформленными первичными документами. Если операции по аренде не подтверждены первичными документами и договором аренды, то оснований для их проведения в учете нет.
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити