Бухгалтерский учет основных средств (далее — ОС) на предприятии ведется на
основании П(С)БУ 7 и Методрекомендаций №5611. В соответствии с п.
33 П(С)БУ 7 объект ОС перестает признаваться активом (списывается с баланса),
в частности, в случае его несоответствия критериям признания активом. Для определения
непригодности объекта ОС к использованию и оформления соответствующих первичных
документов руководитель предприятия создает постоянно действующую комиссию.
Эта комиссия, в частности, осуществляет непосредственный осмотр объекта, подлежащего
списанию; устанавливает причины несоответствия критериям актива; определяет
возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов, которые могут
быть получены при ликвидации объекта ОС, составляет и подписывает акты на списание
ОС (типовые формы №ОЗ-3 «Акт на списання основних засобів» и №ОЗ-4 «Акт на списання автотранспортних засобів», утвержденные Приказом
№3522).
1Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных
средств, утвержденные Приказом Минфина от 30.09.2003 г. №561.
2Приказ Минстата от 29.12.95 г. №352 «Об утверждении типовых
форм первичного учета».s
В бухучете в соответствии с п. 34 П(С)БУ 7 финансовый результат от выбытия
объектов ОС определяется вычитанием из дохода от выбытия ОС их остаточной стоимости,
косвенных налогов и расходов, связанных с выбытием ОС, т. е. в данном случае
при ликвидации объекта ОС доход равен нулю — при нулевой остаточной стоимости
(списывается проводкой Д-т 131 К-т 10).
Детали, узлы, агрегаты и другие материалы, полученные при разборке и демонтаже
ликвидируемых ОС приходуются с признанием прочего дохода и зачислением на счета
учета материальных запасов (Д-т 20 К-т 746).
В соответствии с п. 146.16 НКУ по решению вышеуказанной комиссии ОС ликвидируется.
При этом ни доходов, ни расходов в налоговом учете не возникает. В момент ликвидации
объекта ОС (по п. 189.9 НКУ) НО по НДС также не начисляются, ведь база налогообложения
— остаточная стоимость — равна нулю. Составляется типовой акт по ф. №ОЗ-3 или
№ОЗ-4 в двух экземплярах. К этим документам подшивается инвентарная карточка
ОС (ф. №ОЗ-6), в которой делается запись о выбытии, а также проставляются пометки
в описи инвентарных карточек учета ОС (ф. №ОЗ-7), карточке учета движения ОС
(ф. №ОЗ-8), инвентарном списке ОС (ф. №ОЗ-9). Все эти первичные формы учета
ОС также установлены Приказом №352.
Разница между первоначальной стоимостью ликвидационного объекта ОС и начисленной
амортизацией списывается на расходы отчетного периода, в котором принято решение
о ликвидации.
Марина Кривенко
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити