• Посилання скопійовано

С покупателем заключено два контракта: как выписывать налоговую накладную?

С покупателем заключено 2 контракта: 1 декабря по цене 10000 грн и 7 декабря – 12000 грн. Отгрузка происходит с 1 по 5 декабря по первому контракту на сумму 36000 грн. Покупатель оплачивает 8 декабря ссылаясь на второй контракт в сумме 40000 грн. Накладную надо выписать на 40000 грн или на 4000 грн (разница между первим и вторым событием)?

Действующим законодательством этот вопрос четко не урегулирован, а потому мы можем высказать только свое мнение по данному вопросу. Окончательную точку в нем может поставить только индивидуальная налоговая консультация, в соответствии со ст. 52-53 НКУ

Согласно действующего порядка составления налоговых накладных, они составляются поставщиком (продавцом) на каждую поставку или оплату, разумеется, в случае, если при такой поставке или оплате возникает налоговое обязательство по НДС. Понятно, что если поставка или оплата являются вторым событием и к возникновению налогового обязательства не приводят, налоговую накладную составлять не нужно.

А как в случае, если с одним контрагентом заключено несколько договоров и оплата, а также отгрузка товаров по ним происходит в течение отчетного месяца, определить, что является первым событием и когда у поставщика возникает налоговое обязательство? С нашей точки зрения, для этого используется реквизит налоговой накладной – вид гражданско-правового договора, его дата и номер. Да, на сегодня, согласно п. 201.1 НКУ, этот реквизит налоговой накладной не является обязательным, но именно он позволяет легко определить, правильно ли поставщик признал налоговое обязательство по НДС в указанной ситуации. 

Дата возникновения налогового обязательства устанавливается в соответствии со ст. 187 НКУ. В обычном случае, это дата первого события – оплаты или отгрузки одного и того же товара. Это четко видно из п. 187.1 НКУ: если речь идет о предоплате, то это не просто какая-то абстрактная оплата, а оплата товаров, которые подлежат отгрузке, а если речь идет о поставке, как первом событии, то налоговое обязательство возникает в связи с отгрузкой конкретных товаров, указанных в первичных бухгалтерских документах. 

В вышеупомянутом случае, заключены два разных контракта. Каждый из них говорит об обязанности поставить отдельные партии товаров, по разной цене. И отгрузка по одному из них без предоплаты – это основание для признания налогового обязательства, а предоплата по другому, за другие товары – это основание для признания следующего налогового обязательства. Ведь обязательства по каждому из этих договоров поставщик (продавец) и покупатель несут отдельно, в рамках условий, установленных каждым из них. Разделить такие поставки и оплаты в разрезе указанных двух договоров помогут ссылки на них в первичных документах. В накладной на отгрузку товаров по первому договору указывается его дата и номер, а в платежном поручении (выписке банка) по платежу по второму договору – должна быть ссылка на такой договор в назначении платежа. 

Если же покупатель считает, что сумма, поступившая от него 8 декабря, это оплата за товары, отгруженные по первому договору, несмотря на указанное в назначении платежа, необходимо получить от него документ, свидетельствующий о том, что такое назначение платежа в платежном поручении было указано не верно (изменении назначения платежа) и на самом деле эти деньги были оплачены за товар, поставленный по первому договору. Или же можно сделать зачет однородных требований на сумму задолженности по первому договору в счет предоплаты, поступившей по второму договору. До указанных действий поставка товаров по одному договору, и оплата товаров по другому договору будут считаться отдельными событиями, каждое из которых вызывает у поставщика (продавца) возникновение налогового обязательства по НДС.

Найкращі консультації – тепер у Telegram та Viber!

Читайте відповіді «Дебету-Кредиту» на найцікавіші та найактуальніші запитання у популярних месенджерах!

Доступ до цього матеріалу можливий лише для зареєстрованих користувачів. Якщо ви вже зареєстровані на нашому сайті — будь ласка, авторизуйтесь.

Або зареєструйтесь , прямо зараз, це не вимагає ваших персональних даних і займе не більше однієї хвилини.

Зареєструватись

Автор: Дрючин Дмитро

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Оподаткування/ПДВ

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «ПДВ»

  • Зменшення вартості предмета лізингу: облікові та податкові наслідки з ПДВ
    Підприємство придбало вантажне авто за договором фінлізингу. Розмір платежів обчислюється за курсом іноземної валюти на дату здійснення оплати. Лізингодавець внаслідок зміни курсу іноземної валюти сплатив продавцеві меншу суму, ніж ту, за якою він передав автомобіль лізингоотримувачу. У зв’язку з цим, він направив лізингоотримувачу Акт на зменшення вартості автомобіля, а також РК до ПН. Як лізингоотримувачу відобразити в бухгалтерському і податковому обліку з ПДВ таке зменшення вартості об’єкту лізингу?
    Сьогодні 06:564
  • Обмеження щодо кількості символів в графі 2 податкової накладної та графі 3 розрахунку коригування
    Обмежень щодо кількості символів, які допускаються при заповненні графи 2 податкової накладної та графи 3 розрахунку коригування, не передбачено
    15.12.202520
  • Зведена ПН при продажу уціненого імпортного товару
    Підприємство на ЄП імпортувало товар у серпні 2023 року (собівартість з митними платежами і ПДВ — 130 000 грн). З 01.10.2023 року підприємство стало платником ПДВ і перейшло на загальну систему. У листопаді 2025 року товар вирішено уцінити та продати нижче ціни придбання. Чи потрібно складати зведену податкову накладну на різницю між ціною придбання та договірною вартістю при реалізації?
    15.12.202517
  • Заповнення графи 3.2.2 ПН для цукрового буряка: правомірність вимог покупця
    Підприємство продає цукровий буряк, в ПН в колонці 3.2.2. проставили галочку про власне виробництво. Контрагент просить змінити податкову і залишити колонку 3.2.2 пустою. Чи правомірна вимога покупця?
    15.12.202514
  • Обов'язковість реєстрації платником ПДВ при переході на ЄП ІІІ групи (5%) та перевищенні обсягу 1 млн грн
    Підприємство-неплатник ПДВ на загальній системі подало заявку на реєстрацію платником єдиного податку ІІІ групи за ставкою 5% з 01.01.2026 року. У заяві вказано орієнтовний дохід за 2025 рік менше 1 млн грн, але фактично у грудні 2025 року дохід перевищив цей обсяг і складе орієнтовно 1,4 млн грн. Чи потрібно реєструватись платником ПДВ через перевищення обсягу доходу 1 млн грн?
    15.12.2025295