• Посилання скопійовано

С покупателем заключено два контракта: как выписывать налоговую накладную?

С покупателем заключено 2 контракта: 1 декабря по цене 10000 грн и 7 декабря – 12000 грн. Отгрузка происходит с 1 по 5 декабря по первому контракту на сумму 36000 грн. Покупатель оплачивает 8 декабря ссылаясь на второй контракт в сумме 40000 грн. Накладную надо выписать на 40000 грн или на 4000 грн (разница между первим и вторым событием)?

Действующим законодательством этот вопрос четко не урегулирован, а потому мы можем высказать только свое мнение по данному вопросу. Окончательную точку в нем может поставить только индивидуальная налоговая консультация, в соответствии со ст. 52-53 НКУ

Согласно действующего порядка составления налоговых накладных, они составляются поставщиком (продавцом) на каждую поставку или оплату, разумеется, в случае, если при такой поставке или оплате возникает налоговое обязательство по НДС. Понятно, что если поставка или оплата являются вторым событием и к возникновению налогового обязательства не приводят, налоговую накладную составлять не нужно.

А как в случае, если с одним контрагентом заключено несколько договоров и оплата, а также отгрузка товаров по ним происходит в течение отчетного месяца, определить, что является первым событием и когда у поставщика возникает налоговое обязательство? С нашей точки зрения, для этого используется реквизит налоговой накладной – вид гражданско-правового договора, его дата и номер. Да, на сегодня, согласно п. 201.1 НКУ, этот реквизит налоговой накладной не является обязательным, но именно он позволяет легко определить, правильно ли поставщик признал налоговое обязательство по НДС в указанной ситуации. 

Дата возникновения налогового обязательства устанавливается в соответствии со ст. 187 НКУ. В обычном случае, это дата первого события – оплаты или отгрузки одного и того же товара. Это четко видно из п. 187.1 НКУ: если речь идет о предоплате, то это не просто какая-то абстрактная оплата, а оплата товаров, которые подлежат отгрузке, а если речь идет о поставке, как первом событии, то налоговое обязательство возникает в связи с отгрузкой конкретных товаров, указанных в первичных бухгалтерских документах. 

В вышеупомянутом случае, заключены два разных контракта. Каждый из них говорит об обязанности поставить отдельные партии товаров, по разной цене. И отгрузка по одному из них без предоплаты – это основание для признания налогового обязательства, а предоплата по другому, за другие товары – это основание для признания следующего налогового обязательства. Ведь обязательства по каждому из этих договоров поставщик (продавец) и покупатель несут отдельно, в рамках условий, установленных каждым из них. Разделить такие поставки и оплаты в разрезе указанных двух договоров помогут ссылки на них в первичных документах. В накладной на отгрузку товаров по первому договору указывается его дата и номер, а в платежном поручении (выписке банка) по платежу по второму договору – должна быть ссылка на такой договор в назначении платежа. 

Если же покупатель считает, что сумма, поступившая от него 8 декабря, это оплата за товары, отгруженные по первому договору, несмотря на указанное в назначении платежа, необходимо получить от него документ, свидетельствующий о том, что такое назначение платежа в платежном поручении было указано не верно (изменении назначения платежа) и на самом деле эти деньги были оплачены за товар, поставленный по первому договору. Или же можно сделать зачет однородных требований на сумму задолженности по первому договору в счет предоплаты, поступившей по второму договору. До указанных действий поставка товаров по одному договору, и оплата товаров по другому договору будут считаться отдельными событиями, каждое из которых вызывает у поставщика (продавца) возникновение налогового обязательства по НДС.

Найкращі консультації – тепер у Telegram та Viber!

Читайте відповіді «Дебету-Кредиту» на найцікавіші та найактуальніші запитання у популярних месенджерах!

Доступ до цього матеріалу можливий лише для зареєстрованих користувачів. Якщо ви вже зареєстровані на нашому сайті — будь ласка, авторизуйтесь.

Або зареєструйтесь , прямо зараз, це не вимагає ваших персональних даних і займе не більше однієї хвилини.

Зареєструватись

Автор: Дрючин Дмитро

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Оподаткування/ПДВ

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «ПДВ»

  • Податкова накладна за тристороннім договором при оплаті третьою особою
    На кого виконавець (платник ПДВ) має скласти ПН, якщо укладено тристоронній договір на надання інжинірингових послуг, за яким замовником є платник ПДВ, а платником — благодійна організація (неплатник ПДВ)? Передоплату від платника вже отримано
    24.06.202548
  • Як виправити помилку у таблиці 1 додатка 2 (Д2) до податкової декларації з ПДВ?
    Виправлення помилки «Cума від’ємного значення, що не перевищує суму, обчислену відповідно до пп. 200 - 1.3 ПКУ…» таблиці 1 додатку 2 декларації, проводиться шляхом подання уточнюючого розрахунку, з додатком 2 з відміткою «Уточнюючий» із зазначенням правильного показника
    24.06.202526
  • Оподаткування ПДВ продажу вживаного авто зі збитком: податкова накладна
    Товариство придбало вживану автівку у фізособи за 1 050 000,00 грн , як товар, для перепродажу, а після часткового пошкодження за експертною оцінкою продало іншій фізособі за 712 000,00 грн. Згідно з пп. 189.3 ПКУ базою оподаткування є позитивна різниця між вартістю продажу та придбання, чого в даній угоді немає. Чи повинне Товариство скласти ПН на суму продажу авто (без ПДВ на 712 000,00 грн та як саме скласти, вперше стикаємось з таким) та чи треба складати та реєструвати податкову так само без ПДВ на суму різниці між вартістю продажу та купівлі ( якщо так - допоможіть як складати)?
    24.06.2025113
  • Списання знищених товарів та реалізації металобрухту: що з ПДВ?
    Підприємство на загальній системі, склад та товари якого були знищені внаслідок влучання БПЛА, має всі підтверджуючі документи. Чи потрібно нараховувати податкові зобов'язання з ПДВ при списанні цих товарів? Чи виникає обов'язок нарахування ПДВ при реалізації металобрухту, оприбуткованого після списання знищених активів?
    24.06.202570
  • ПДВ-пільга за проєктом МТД: внесення змін до договору та оподаткування перехідних операцій
    Компанія уклала договір з нерезидентом на надання послуг у валюті в лютому. У березні було отримано передоплату з ПДВ. У квітні нерезидент зареєстрував проєкт міжнародної технічної допомоги (МТД), до якого включено ці послуги. Акт наданих послуг за передоплатою оформлено 30 квітня. Чи можливо внести зміни до договору для застосування пільги з ПДВ до майбутніх послуг та як бути з уже проведеними операціями?
    23.06.202512