Вопрос: По состоянию на 01.01.2015 г. на предприятии учитывается срочная лицензия на торговлю электроэнергией и на протяжении 1 полугодия 2015 г. начисляется амортизация. 28.06.2015 года лицензию на данный вид деятельности отменили. Предприятие приняло решение списать НМА. Как быть с НДС (расходы на приобретение были с НДС и есть НК) и выпиской НН? Необходимо ли при списании начислять НО на остаточную сумму? Имеем ли право отнести сумму начисленного НО на затраты?
Ответ: Поскольку объем годового дохода Вашего предприятия не превышает 20 млн. грн., то учет списания НМА должен происходить в соответствии с п.34 ПСБУ 8 «Нематериальные активы», в соответствии с которым, нематериальный актив списывается с баланса в случае его выбытия или в результате бесплатной передачи или невозможности получения предприятием (учреждением) в дальнейшем экономических выгод от его использования. Поскольку экономических выгод от этого актива предприятие никогда уже не получит, то списать его оно имеет полное право, однако такое решение налогоплательщик принимает самостоятельно (это существенное условие, которое в дальнейшем нам пригодится).
В соответствии с п.35 ПСБУ 8, финансовый результат от выбытия объектов нематериальных активов определяется как разница между доходом от выбытия (за вычетом непрямых налогов и расходов, связанных с выбытием) и их остаточной стоимостью. Регистры аналитического учета выбывших нематериальных активов прилагаются к документам, которыми оформлены факты выбытия этих объектов.
В отношении обложения этой хозяйственной операции НДС, нужно руководствоваться п. 189.9 НКУ, в соответствии с которым в случае если основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются по самостоятельному решению налогоплательщика, такая ликвидация для целей налогообложения рассматривается как поставка таких основных производственных или непроизводственных средств по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации.
Норма этого пункта не распространяется на случаи, когда основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются в связи с их уничтожением или разрушением в результате действия обстоятельств непреодолимой силы, в других случаях, когда такая ликвидация осуществляется без согласия плательщика налога, в том числе в случае хищения основных производственных или непроизводственных средств, что подтверждается в соответствии с законодательством или когда налогоплательщик подает контролирующему органу соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных производственных или непроизводственных средств другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению.
В то же время в подкатегории 101.06 системы «ЗIР» налоговики также отметили:
«Если по не зависящим от плательщика НДС обстоятельства основные средства (их часть) разрушены, похищены или подлежат ликвидации или плательщик налога вынужден отказаться от их использования вследствие угрозы или неизбежности их замены, разрушения или ликвидации, то такой налогоплательщик на основании приказа руководителя предприятия в отчетном периоде, в котором возникают такие обстоятельства, осуществляет их ликвидации и добавляет к налоговой декларации по НДС за такой отчетный период соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных производственных или непроизводственных средств другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению».
Несмотря на то, что и в пункте НКУ и в консультации «ЗІР» речь идет об основных средствах, считаем, что и там и там имеется в виду необоротные активы предприятия, к которым относятся как ОС, так и НМА.
Подытоживая все вышесказанное можно сделать такой вывод: предприятие самостоятельно приняло решение о ликвидации НМА по независящим от него причинам (в следствие изменения законодательства в данном вопросе). Поэтому, если с декларацией по НДС Вы подадите соответствующий документ об уничтожении НМА, то НДС начислять будет не нужно вообще.
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити