• Посилання скопійовано

При определении базы налогообложения НДС по договорам поручения п. 189.4. НКУ применяться не должен

Интересует мнение специалистов по спорному вопросу. Пункт 189.4. Налогового кодекса аналогичный п. 4.7. Закона «О налоге на добавленную стоимость». С точки зрения налогового законодательства нет и не должно быть разницы в налогообложении договоров поручения и комиссии, так как их различия только в юридическом статусе комиссионера и поверенного — комиссионер действует за счет, по поручению комитента и от своего имени, а поверенный выступает за счет, по поручению и от имени доверителя. Какое Ваше мнение по поводу распространения пункта 189.4. Налогового кодекса на операции по договору поручения? В перечне договоров, которым определяется база НДС, договора поручения нет, а в перечне относительно даты возникновения налоговых обязательств договор поручения присутствует. Всё-таки это просто техническая ошибка? В таком случае можно воспользоваться аналогией закона и распространить правила пункта 189.4. на договора поручения.

Считаем, что при определении базы налогообложения НДС по договорам поручения пункт 189.4. Налогового кодекса применяться не должен, так как в абз. 1 указанного пункта отсутствует упоминание о договоре поручения. Аналогичным образом обстоит дело и с агентским договором. Является ли это технической ошибкой – остается только гадать. Мне кажется, что это не ошибка законодателя.

Я не согласен, что разницы в налогообложении этих договоров быть не должно. Действительно, основное отличие указанных договоров заключается в том, что поверенный, если речь идет о выполнении поручения на заключение договоров, заключает договор с третьим лицом от имени доверителя, а комиссионер вступает в отношения с третьим лицом от своего имени. Это коренным образом меняет всю схему работы по договору комиссии.

Договор поручения и договор комиссии – это договоры посредничества, предусматривающие оказание услуг посредником тому субъекту, по поручению которого он действует (доверителю, комитенту, принципалу). То есть все они — договоры об оказании услуг. И если агентская схема работы, а также схема по договору поручения ограничивается оказанием посреднических услуг принципалу и доверителю, без поставки посредником товаров, работ, услуг третьим лицам, то комиссионная схема предполагает приобретение комиссионером статуса поставщика в отношении третьих лиц. Суть хозяйственной операции, которую осуществляет поверенный или коммерческий агент – оказание посреднических услуг. Суть операций, осуществляемых комиссионером – это, с одной стороны, оказание услуг комитенту, а с другой – поставка товара третьему лицу. Разве это не должно сказываться на налогообложении?

Аналогия закона, о которой вы пишите, в данном случае не применима. Аналогия закона и аналогия права – это способы устранения пробелов в законодательстве. А отсутствие специальной правовой нормы в отношении базы НДС по договорам поручения – это не пробел. Если нет специальных норм – пользуемся общими. В данном случае – пунктом 188.1. Налогового кодекса. При этом важно помнить, что предметом деятельности поверенного (агента) является оказание посреднических услуг, а стоимость таких услуг – это размер вознаграждения поверенного (агента).

Найкращі консультації – тепер у Telegram та Viber!

Читайте відповіді «Дебету-Кредиту» на найцікавіші та найактуальніші запитання у популярних месенджерах!

Доступ до цього матеріалу можливий лише для зареєстрованих користувачів. Якщо ви вже зареєстровані на нашому сайті — будь ласка, авторизуйтесь.

Або зареєструйтесь , прямо зараз, це не вимагає ваших персональних даних і займе не більше однієї хвилини.

Зареєструватись

Автор: Гарный Дмитрий

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Оподаткування/ПДВ

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «ПДВ»