• Посилання скопійовано

Налоговая накладная по требованию покупателя предоставляется обязательно

Обязан ли продавец предоставить покупателю (получателю) по его требованию налоговую накладную при поставке товаров/услуг за наличные, если покупатель уже получил кассовый чек?

В соответствии с п. 201.1 НКУ налогоплательщик обязан предоставить покупателю (получателю) по его требованию налоговую накладную, подписанную уполномоченным плательщиком лицом и скрепленную печатью. Налоговая накладная выписывается в двух экземплярах в день возникновения налоговых обязательств продавца. Оригинал налоговой накладной выдается покупателю, копия остается у продавца товаров/услуг.

Согласно п. 201.11 НКУ, основанием для начисления сумм налога, которые относятся к налоговому кредиту без получения налоговой накладной, также служат, в частности, кассовые чеки, содержащие сумму полученных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и налогового номера поставщика). При этом с целью такого начисления общая сумма полученных товаров/услуг не может превышать 200 грн в день (без учета налога).

Согласно п. 8.4 Порядка №969, налоговая накладная выписывается по ежедневным итогам операций (если налоговая накладная не была выписана на эти операции) в случае:

1)осуществления поставки товаров/услуг за наличные конечному потребителю (не являющемуся налогоплательщиком);

2)предоставления налогоплательщику кассовых чеков, содержащих сумму поставленных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального и налогового номера поставщика).

Кроме того, в соответствии с абзацем 5 п. 2 Порядка исчисления и накопления электронными контрольно-кассовыми аппаратами сумм налога на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2010 г. №1224, общая сумма НДС должна быть отражена по чеку вообще в разрезе позиций по налоговым группам (группам товаров), а не по каждому товару.

Вместе с тем, статьей 3 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. №614, определено, что фискальный кассовый чек на товары (услуги) должен содержать для субъектов хозяйствования, зарегистрированных в качестве плательщиков НДС, отдельной строкой буквенное обозначение ставки НДС, размер ставки НДС в процентах, общую сумму НДС по всем указанным в чеке товарам (услугам), в начале строки — прописные буквы «НДС». Таким образом, действующие до 01.01.2011 г. требования к расчетным документам остаются в силе и на сегодня.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что при поставке товаров/услуг за наличные конечному потребителю и/или плательщику НДС выдавался кассовый чек, а также независимо от суммы НДС, указанной в чеке, налогоплательщик обязан по требованию покупателя (получателя) предоставить ему налоговую накладную. При этом такой чек не будет учитываться в налоговой накладной, выписываемой по ежедневным итогам операций. При отказе продавца товаров/услуг предоставить налоговую накладную или при нарушении им порядка ее заполнения и порядка регистрации в Едином реестре покупатель таких товаров/услуг имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого поставщика, служащее основанием для включения сумм налога в состав налогового кредита. К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины от 16.07.99 г. №996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», которые подтверждают факт получения таких товаров/услуг. Поступление такого заявления с жалобой служит основанием для проведения документальной внеплановой выездной проверки указанного продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по налогу по такой операции (п. 201.10 НКУ).

Увага!

Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook

Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.

Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 99 грн/міс

Передплатити

Джерело: ДФСУ

Рубрика: Оподаткування/ПДВ

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «ПДВ»

  • Відшкодування комунальних послуг орендарем: що з ПДВ?
    ТОВ-орендодавець, платник ПДВ, виставляє орендарю окремий рахунок на відшкодування комунальних послуг (за воду та електроенергію). Надавач комунальних послуг ОСББ, неплатник ПДВ. Як визначити базу оподаткування ПДВ даної операції?
    22.04.2024929
  • Повернення предмета лізингу: бухоблік та ПДВ
    Приватним нотаріусом було проведено вилучення та повернення від лізингоодержувача на користь лізингодавця товар – об'єкт фінлізингу. Лізингодавець зареєстрував податкові зобов'язання на лізингоодержувача в повному обсязі. Лізингоодержувач не складав акт на повернення товару. Які дії та проведення будуть у лізингоодержувача та лізингодавця?
    18.04.202429
  • ПН на реекспорт продукції, виготовленої з давальницької сировини
    Підприємство в митному режимі переробки ввозить на митну територію сировину нерезидента, переробляє і вивозить продукцію переробки в митному режимі реекспорту. Чи потрібно на операцію реекспорту складати податкову накладну?
    18.04.202428
  • Як скласти ПН на аванс, коли вартість робіт достовірно невідома?
    Замовником перераховано аванс за будівництво нежитлового об’єкта. Загальна вартість будівництва достовірно невідома, акти будуть закриватись щомісяця поетапно по формі КБ. На суму передплати виписано ПН на всю суму передплати з кількістю 1, одиниця виміру грн. Як має бути складена ПН за умови авансової оплати? На яку дату здійснюється РК: на дату проміжного акту чи на дату останнього акту за всіма ПН?
    17.04.20249095
  • ПДВ та облік при передачі продукції, якщо оплачує третя сторона
    Підприємство виробляє медичні меблі. За тристороннім договором покупцем (замовником) є лікарня, а оплачує благодійний фонд. Рахунок виставляється фонду, який оплачує 70% рахунку, потім меблі виробляються і передаються лікарні. Після підписання тристороннього акту прийому-передачі, фонд оплачує залишок 30%. Які особливості ПДВ? Як відображати в бухобліку?
    17.04.202434