Вопрос учета безвозвратной финансовой помощи для определения налогооблагаемой прибыли действительно фискальный-консультанты разъясняли неоднократно. Например, в своем письме от 28.07.2016 г. №16198/6/99-99-15-02-02-15.
Налоговики еще раз подчеркнули, что при определении объекта обложения налогом на прибыль, расходы в виде предоставленной безвозвратной финансовой помощи отражаются согласно правилам бухгалтерского учета.
В бухгалтерском учете сумма безвозвратной финансовой помощи, в том числе предоставляемой неприбыльной организации, отражается в составе расходов в периоде ее предоставления (или признания обязательства ее предоставить, если оно возникло до такого предоставления). Налоговики также подчеркивают, что применение признаков разумной экономической причины, согласно п. 14.1.231 НКУ (деловая цель), для отнесения в состав расходов безвозвратной финансовой помощи не предусмотрено.
Существует лишь особенность отражения в налоговом учете безвозвратной финансовой помощи в пользу неприбыльной организации. В этом случае формируется разница в соответствии с положениями пп. 140.5.9 НКУ*. Финансовый результат увеличивается на сумму средств или стоимость товаров (услуг) безвозмездно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года неприбыльным организациям, которые на дату такого предоставления соответствовали условиям, определенным п. 133.4 НКУ, в размере, превышающем 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года. Однако осуществлять такое увеличение финрезультата обязаны лишь те лица, которые, согласно пп. 134.1.1 НКУ осуществляют корректировку финансового результата до налогообложения с целью определения объекта обложения налогом на прибыль. Разумеется, осуществляется такая корректировка только в налоговом учете.
* С учетом п. 33 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения».
Если безвозвратная финансовая помощь предоставляется юрлицу на общей системе налогообложения, не имеющему статус неприбыльной организации, такая корректировка у юрлица, которое эту помощь предоставляет, не делается.
При этом ни в Налоговом, ни в Гражданском, ни в Хозяйственном кодексах не установлено ограничение в сумме оказания такой помощи. Однако такие ограничения могут быть наложены учредителями, в частности, в учредительных документах (уставе). Кроме того, перечисления крупных сумм между юрлицами могут стать объектом финансового мониторинга со стороны НБУ, а это значит, что для их перечисления уполномоченный банк может потребовать дополнительные документы.
Что касается документального оформления предоставления безвозвратной финансовой помощи, необходимо сказать следующее. Согласно ч. 1 ст. 9 Закона №996, основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы (обязательные реквизиты которых перечислены в ч. 2 ст. 9 Закона №996). Согласно п. 44.2 НКУ для расчета объекта налогообложения плательщика налога на прибыль использует данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности по доходам, расходам и финансового результата до налогообложения.
В частности, п. 44.1 ст. 44 НКУ определено, что для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести такой учет на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.
Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно после ее окончания. На основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы бухгалтерской службой.
Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь обязательные реквизиты (в том числе, но не исключительно):
- содержание и объем хозяйственной операции, и должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личную подпись**, или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.
Таким образом, ответственность за правильность оформления хозяйственной операции лежит на должностных лицах и лицах принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции и ответственных за ее оформление.
Например, если признается обязательство о предоставлении такой помощи (на основе договора), такая кредиторская задолженность (Дт 977 Кт 685) оформляется бухгалтерской справкой. А вот выплата такой задолженности подтверждается выпиской банка (Дт 685 Кт 31, 30). Если решение о предоставлении помощи и ее предоставление осуществляются одновременно (без договора, на основании приказа руководителя), то допустима только одна проводка (Дт 977 Кт 30, 31) на основании выписки банка.
** Или аналог собственноручной подписи, или подпись, приравненная к собственноручной подписи в соответствии с Законом Украины от 22 мая 2003 года №852-IV «Об электронной цифровой подписи».
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити