• Посилання скопійовано

Налог на прибыль и безвозвратная финансовая помощь

Если у предприятия безвозвратная финпомощь – расходы, то как оформить ее предоставление, не тратя время на составление договоров, других документов? Какие нормы законодательства и бухучета лимитируют допустимый размер выплат безвозвратной финпомощи между предприятиями на общей системе налогообложения?

Вопрос учета безвозвратной финансовой помощи для определения налогооблагаемой прибыли действительно фискальный-консультанты разъясняли неоднократно. Например, в своем письме от 28.07.2016 г. №16198/6/99-99-15-02-02-15.

Налоговики еще раз подчеркнули, что при определении объекта обложения налогом на прибыль, расходы в виде предоставленной безвозвратной финансовой помощи отражаются согласно правилам бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете сумма безвозвратной финансовой помощи, в том числе предоставляемой неприбыльной организации, отражается в составе расходов в периоде ее предоставления (или признания обязательства ее предоставить, если оно возникло до такого предоставления). Налоговики также подчеркивают, что применение признаков разумной экономической причины, согласно п. 14.1.231 НКУ (деловая цель), для отнесения в состав расходов безвозвратной финансовой помощи не предусмотрено.

Существует лишь особенность отражения в налоговом учете безвозвратной финансовой помощи в пользу неприбыльной организации. В этом случае формируется разница в соответствии с положениями пп. 140.5.9 НКУ*. Финансовый результат увеличивается на сумму средств или стоимость товаров (услуг) безвозмездно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года неприбыльным организациям, которые на дату такого предоставления соответствовали условиям, определенным п. 133.4 НКУ, в размере, превышающем 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года. Однако осуществлять такое увеличение финрезультата обязаны лишь те лица, которые, согласно пп. 134.1.1 НКУ осуществляют корректировку финансового результата до налогообложения с целью определения объекта обложения налогом на прибыль. Разумеется, осуществляется такая корректировка только в налоговом учете.

* С учетом п. 33 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения». 

Если безвозвратная финансовая помощь предоставляется юрлицу на общей системе налогообложения, не имеющему статус неприбыльной организации, такая корректировка у юрлица, которое эту помощь предоставляет, не делается.

При этом ни в Налоговом, ни в Гражданском, ни в Хозяйственном кодексах не установлено ограничение в сумме оказания такой помощи. Однако такие ограничения могут быть наложены учредителями, в частности, в учредительных документах (уставе). Кроме того, перечисления крупных сумм между юрлицами могут стать объектом финансового мониторинга со стороны НБУ, а это значит, что для их перечисления уполномоченный банк может потребовать дополнительные документы.

Что касается документального оформления предоставления безвозвратной финансовой помощи, необходимо сказать следующее. Согласно ч. 1 ст. 9 Закона №996, основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы (обязательные реквизиты которых перечислены в ч. 2 ст. 9 Закона №996). Согласно п. 44.2 НКУ для расчета объекта налогообложения плательщика налога на прибыль использует данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности по доходам, расходам и финансового результата до налогообложения.

В частности, п. 44.1 ст. 44 НКУ определено, что для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести такой учет на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно после ее окончания. На основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы бухгалтерской службой.

Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь обязательные реквизиты (в том числе, но не исключительно):

  • содержание и объем хозяйственной операции, и должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личную подпись**, или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

Таким образом, ответственность за правильность оформления хозяйственной операции лежит на должностных лицах и лицах принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции и ответственных за ее оформление.

Например, если признается обязательство о предоставлении такой помощи (на основе договора), такая кредиторская задолженность (Дт 977 Кт 685) оформляется бухгалтерской справкой. А вот выплата такой задолженности подтверждается выпиской банка (Дт 685 Кт 31, 30). Если решение о предоставлении помощи и ее предоставление осуществляются одновременно (без договора, на основании приказа руководителя), то допустима только одна проводка (Дт 977 Кт 30, 31) на основании выписки банка. 

** Или аналог собственноручной подписи, или подпись, приравненная к собственноручной подписи в соответствии с Законом Украины от 22 мая 2003 года №852-IV «Об электронной цифровой подписи».

Найкращі консультації – тепер у Telegram та Viber!

Читайте відповіді «Дебету-Кредиту» на найцікавіші та найактуальніші запитання у популярних месенджерах!

Доступ до цього матеріалу можливий лише для зареєстрованих користувачів. Якщо ви вже зареєстровані на нашому сайті — будь ласка, авторизуйтесь.

Або зареєструйтесь , прямо зараз, це не вимагає ваших персональних даних і займе не більше однієї хвилини.

Зареєструватись

Автор: Олефіренко Олександра

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Оподаткування/Податок на прибуток

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Податок на прибуток»

  • Коригування фінрезультату резидентом Дія Сіті на загальних підставах при переході на особливі умови оподаткування
    Резидент Дія Сіті – платник податку на прибуток на загальних підставах із застосуванням річного звітного періоду, який протягом року переходить на оподаткування на особливих умовах, повинен здійснювати коригування фінрезультату на всі різниці, якщо річний дохід платника складає більше 40 млн грн
    17.06.202519
  • Збитки, дивідендні аванси та МПЗ: порядок відображення у декларації з податку на прибуток
    Як у декларації з податку на прибуток відобразити сплачені авансові внески при виплаті дивідендів, якщо за звітний період отримано від'ємний об'єкт оподаткування (збиток)? Чи формують такі внески переплату в інтегрованій картці платника та чи можна ними зменшити позитивне значення мінімального податкового зобов'язання (МПЗ)?
    16.06.202532
  • Чи нараховувати дивіденди засновникові, який помер?
    Підприємство планує нарахувати дивіденди за 2025 рік, але один із засновників помер, а спадкоємці ще не переоформили спадщину. Як у такому випадку нараховувати дивіденди? Чи потрібно нараховувати дивіденди на померлого засновника? Як бути з податками? До того ж цьому засновнику не повністю виплатили дивіденди за 2024 рік (податки були сплачені у 2024 році). Як бути із невиплаченою частиною дивідендів за 2024 рік?
    13.06.202558
  • РК до ПН на аванс за ОЗ: зміна курсу євро та кількості
    Підприємство отримало аванс (45% вартості) за основний засіб з прив'язкою до курсу євро та зареєструвало податкову накладну із зазначенням кількості 0,45. На дату відвантаження ОЗ курс євро змінився. Як коректно скласти РК для зміни ціни та збільшення кількості до 1 одиниці ОЗ в ПН? Які встановлені терміни для реєстрації такого РК?
    10.06.202545
  • Оренда у засновника: облік витрат та податок на прибуток
    ТОВ орендує у свого засновника частину його приватного житлового приміщення для господарських потреб (розміщення бухгалтера). Чи має право ТОВ включати орендну плату до витрат, що формують фінрезультат до оподаткування? За яких умов такі витрати можуть бути не визнані контролюючим органом?
    09.06.20251 078