В налоговом учете с 01.01.2015 г. нет признания доходов или расходов. Объектом обложения налогом на прибыль является финрезультат, рассчитанный в бухучете (пп. 134.1.1 НКУ). Таким образом, для предприятия, которое не применяет разницы, установленные НКУ, для корректировки такого финрезультата, главным является то, в каком периоде признаются такие затраты расходами по правилам бухучета.
Подписка на электронный журнал
Подписка периодики и расходы на информационное обеспечение хозяйственной деятельности плательщика налога включаются в прочие операционные расходы. Их признают расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены, руководствуясь правилами ведения бухучета (п. 7 П(С)БУ 16).
Расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, ведение которых предусмотрена правилами ведения бухучета.
Специфика подписки периодики заключается в том, что заказчик на момент оформления заказа оплачивает всю сумму сразу, но информационные услуги он получает постепенно в течение определенного периода (месяца, квартала, полугодия, года).
Поэтому, указанные расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они осуществлялись, при условии подтверждения таких расходов соответствующими первичными документами.
По факту предоплаты, в бухучете расходы на подписку периодики относят к расходам будущих периодов. Затем, постепенно, на основании первичных документов о получении такой периодики (или, если таких первичных документов поставщик не предоставляет, на основании бухгалтерской справки) признаются расходы соответствующего отчетного периода.
Например, если оформлена подписка на электронный журнал в 2017 году за первое полугодие 2018 года, то оплата такой подписки может отражаться проводкой:
- Дт 39 Кт 311 - на суму стоимости подписки.
Расходы в стоимости получения такой подписки могут признаваться равными частями в первом полугодии 2018 года:
- Дт 92, 94 Кт 39.
Поскольку такие расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они понесены, а предприятие составляет финансовую отчетность раз в год, то такие расходы могут признаваться и общей суммой (за все полугодие).
Обновление М.Е.DOC
Если предприятие-покупатель оплачивает услуги по обслуживанию программы, но само ПО не покупается, например, как оплата пакета обновлений на год по М.Е.DOC, то такое программное обеспечение может выступать в учете как затраты отчетного периода, в котором такое обновление было проведено (аналогично указанному выше).
Переходные отпускные
Касательно отражения в бухучете переходящих отпускных, то есть отпусков, которые начинаются в одном месяце, а завершаются в другом, то возможно два варианта:
1) отразить начисление всей суммы в месяце выплаты отпускных;
2) отразить начисление отпускных в периодах, на которые они приходятся, то есть в двух месяцах в частях, исходя из количества дней отпуска в каждом.
Считаем, что методологически более правильным является второй вариант. Ведь согласно пп. 1.6.1 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. №5, суммы начислений отпускных распределяют пропорционально времени, которое приходится на дни отпуска в соответствующем месяце. И в бухучете операции фиксируют в периоде их осуществления, то есть в периоде, на который они приходятся.
Хотя если говорить о кредиторской задолженности перед работником по отпускным, то она возникает именно по факту начисления, а, как известно, отпускные начисляют за весь период отпуска, в который идет работник. Именно поэтому первый вариант также часто используют на практике, и утверждать, что он неправильный, нельзя. Ведь за счет созданного резерва нивелируются колебания отпускных расходов по отчетным периодам.
Если же предприятие относится к микропредприятиям и отказалось от создания резерва на выплату отпусков (п. 8, пп. 2 п. 2 П(С)БУ 25), то, соответственно, важно, в каком периоде фиксировать расходы – на всю сумму в периоде начисления или частями в пропорции в месяцах, на которые приходится отпуск.
Для этого можно использовать счет 39 «Расходы будущих периодов», и показать расходы, пропорционально распределив между периодами, которые занимает отпуск.
То есть в той части, которая приходится на текущий отчетный период Дт 23, 91, 91, 92, 93, 94 – Кт 661, 651, а в части, приходящейся на другой (следующий) отчетного периода, – Дт 39 - Кт 661, 651, а уже в таком периоде фиксируют текущие расходы - Дт 23, 91, 92, 93, 94 – Кт 39.
Приобретение лицензии
В национальных стандартах бухучета нет конкретного указания на то, является ли лицензия нематериальным активом или ее стоимость следует относить на расходы будущих периодов.
Однако исходя из определения нематериального актива – как немонетарного актива, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован, – лицензию следует отражать в бухучете как нематериальный актив. Но только в том случае, если лицензия выдана более, чем на один год – ведь нематериальные активы это составляющая необоротных активов предприятия.
Лицензии относятся к группе прочих нематериальных активов (абз. 8 п. 5 П(С)БУ 8). Учет лицензий ведется на субсчете 127 (абз. 12 пояснений к счету 12 в Инструкции №291).
Амортизация на нематериальные активы начисляется в течение срока их полезного использования, который устанавливается предприятием при зачислении таких активов на баланс. Метод амортизации нематериального актива предприятие выбирает самостоятельно. При этом, согласно п. 27 П(С)БУ 8, возможно применение методов, предусмотренных п. 26 П(С)БУ 7. Однако в отношении лицензии наиболее оптимальным является прямолинейный метод, поскольку он предполагает равномерное начисление амортизации в течение всего срока полезного использования актива.
Начисление амортизации осуществляется ежемесячно и начинается с месяца, следующего за месяцем приобретения лицензии, а прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок ее действия. Сумма начисленной амортизации отражается увеличением суммы расходов предприятия и накопленной амортизации нематериальных активов (п. 25, 27, 29 П(С)БУ 8).
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити