Действительно, с 01.04.2011 г. в соответствии с пп. 2 п. 2 раздела ХIХ НКУ Закон о прибыли утратил силу1. А раздел III НКУ, отвечающий за обложение налогом на прибыль, вступил в силу с 01.04.2011 г. Это, в свою очередь, означает, что для определения базы обложения налогом на прибыль начиная со II квартала этого года действуют другие правила налогообложения и пользоваться нормами Закона о прибыли уже нельзя.
Если легковой автомобиль (все равно, числится он на балансе предприятия или в операционной аренде) используется в хоздеятельности (т. е. руководство ездит на нем в банк, налоговую, к клиентам-покупателям на переговоры и т. п.), то в соответствии с пп. «в» п. 138.10.2 НКУ расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (впрочем, как и арендная плата за легковой автомобиль) будут относиться к административным расходам, направленным на обслуживание и управление предприятием. Админрасходы отражаются в составе других расходов в декларации по прибыли2в строке 06.2 с расшифровкой в приложении АВ в строке 06.2.3 как расходы на содержание ОС, других НМА общехозяйственного использования.
1 Кроме п. 1.20 ст.1 этого закона, который действует до 01.01.2013 г.
2 Форма декларации утверждена приказом ГНАУ от 28.02.2011 г. №114 и будет применяться начиная с отчетности за II квартал 2011 г.
Поскольку расходы должны признаваться на основании первичных документов, то для списания топлива это, конечно, будет акт списания. Но списание ГСМ должно происходить согласно нормам и на основании путевых листов легкового автомобиля.
Типовая форма №3 «Подорожній лист службового легкового автомобіля» заполняется в соответствии с Инструкцией о порядке применения путевого листа служебного легкового автомобиля и учета транспортной работы, утвержденной, как и типовая форма путевого листа, приказом Госкомстата от 17.02.98 г. №74. Причем путевой лист оформляется только на один рабочий день (смену) и выдается при условии сдачи водителем путевого листа за предыдущий день работы.
Ныне действуют Нормы №43, утвержденные еще в 1998 году. Для чего нужны нормы использования ГСМ? А для того, чтобы установить допустимые меры потребления ГСМ в определенных условиях эксплуатации автомобилей. При этом применяются базовые линейные нормы, установленные по моделям (модификациям) автомобилей, и система нормативов и корректирующих коэффициентов, которые дают возможность учитывать выполненную транспортную работу, климатические, дорожные и другие условия эксплуатации. То есть списание ГСМ проводится с учетом фактического количества израсходованных ГСМ автомобиля и с учетом норм расходов. Фактическое количество израсходованных ГСМ берем из путевого листа. Списание ГСМ производим ежемесячно (еженедельно, ежедекадно), но так, чтобы на конец отчетного периода на балансе отражались фактические остатки ГСМ на предприятии. Стоимость списанных ГСМ в пределах установленных норм датой документов на списание будет формировать расходы, которые учитываются для исчисления налогооблагаемой прибыли.
Если какая-либо модель автомобиля отсутствует в Нормах №43, то согласно пп. 2.1.5 этого же приказа предприятие должно заказать «...временные индивидуальные базовые линейные нормы расходов топлива, которые разрабатываются главным институтом Министерства транспорта Украины ГосавтотрансНИИпроектом по заявкам заводов-производителей или предприятий, — владельцев автомобилей на договорных началах (форма заявки на разработку — согласно приложению Е)...».
Следовательно, доказательством использования легкового автомобиля в хоздеятельности будут следующие первичные документы: путевой лист типовой формы №3, акт на списание ГСМ.
Галина БЕДНАРЧУК
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити