• Посилання скопійовано

CMR - единый транспортный документ для международной перевозки груза

Компания-перевозчик доставила груз покупателю воздушным транспортом. Перевозчик предоставил аваинакладную и CMR, в которой не заполнен п.16, в п. 23 стоит печать и подпись перевозчика и не заполнен п. 24. Можно ли провести такой акт выполненных работ на затраты компании и что с НДС?

ВопросКомпания-перевозчик оказала компании услуги международной доставки. Был доставлен концентрат покупателю воздушным транспортом. По террирории Украины до аэропорта данный груз шел под таможенным контролем. Перевозчик за оказанные услуги предоставил акт выполненных работ, то есть, аваинакладная и CMR, в которой не заполнен пункт 16 (не указан перевозчик). В пункте 23 стоит печать и подпись перевозчика и не заполнен пункт 24 (груз получен) покупателем, так как получатель этого концентрата не мог физически подписать CMR в аэропорту. Может ли предприятие (получатель услуг) провести такой акт выполненных работ на затраты компании и надо ли начислить НДС?

Ответ

В соответствии с Законом Украины "О транспортно-экспедиторской деятельности" перевозки грузов сопровождается товарно-транспортными документами, составленными на языке международного общения в зависимости от избранного вида транспорта или на государственном языке, если грузы перевозятся в Украине.

Такими документами могут быть, в частности,

- Авиационная грузовая накладная (Air Waybill);

- Международная автомобильная накладная (CMR).

Эти документы могут быть использованы и как единый транспортный документ - документ, по которому осуществляется перевозка груза (как единый транспортный документ могут использоваться общие авиа-накладные (AWB - airwaybill, MAWB - master airwaybill), CMR, Bill of Lading (коносамент) и т.д.).

Отметим, что нормативно порядок заполнения международной товарно-транспортной накладной (CMR) не утвержден. Однако, при заполнении можно воспользоваться подробной информацией, размещенной здесь>>>, и консультативными данными по заполнению самой накладной со стороны таможенных органов.

Таким образом, CMR – это международная товарно-транспортная накладная, которая является одним из основных документов, необходимых для осуществления международных перевозок грузов автотранспортом. 

Основные правила заполнения CMR. CMR выписывается отправителем минимум в четырех экземплярах (на 4-х страницах). 

Первые четыре страницы CMR имеют собственные наименования, которые отпечатаны типографским способом:

1. Экземпляр для отправителя;

2. Экземпляр для получателя;

3. Экземпляр для перевозчика;

4. Для расчетов.

Первая страница CMR «Экземпляр для отправителя» после заполнения остается у отправителя, являясь документом, который подтверждает факт отправки груза.

Вторая страница CMR «Экземпляр для получателя» сдается водителем получателю. Она подтверждает факт получения (доставки) груза.

Третья и четвертая страницы CMR «Экземпляр для перевозчика» и «Для расчетов», заверенные печатями и подписями получателя груза, остаются у перевозчика. 

Заполнение CMR перевозчиком груза.  Исходя из условий вопроса, перевозчиком не заполнены пункты 16 (не указан перевозчик), но в пункте 23 стоит печать и подпись перевозчика и не заполнен пункт 24 (груз получен) покупателем.

Отметим, что в графе 16 "Перевозчик (наименование, адрес, страна)" перевозчик указывает свои полные реквизиты. Графа 17 "Последующий перевозчик" - реквизиты последующего перевозчика, если транспортный процесс осуществляется несколькими компаниями.

Графа 23 - номер и дата путевого листа, по которому выполняется перевозка груза, фамилия водителя, осуществляющего перевозку, печать транспортной организации, а также подпись водителя (экспедитора), который принял груз. 

Заполнение CMR получателем груза.  После доставки груза получателю представляется вторая, третья и четвертая страницы накладной CMR. Получатель должен на всех страницах заполнить графу 24 "Груз получен". В ней указывается дата получения груза, время прибытия и убытия авто под разгрузку в часах и минутах.

Получатель ставит свою подпись и печать (обязательно!), которые подтверждают факт приема груза. Вторую страницу CMR "Экземпляр для получателя" он оставляет у себя, а третью и четвертую (со своими подписями и печатью) возвращает перевозчику.

Таким образом, в графе 24 отображается фактическое время и дата прибытия та выбытия груза из-под разгрузки. Отметка о получении груза ставится на третьем и четвертом экземплярах CMR.

По нашему мнению, если в графе 23 стоит печать перевозчика при этом графа 24 не заполнена (первый экземпляр) для отправителя, то это соответствует правилам заполнения. Тем более, что груз, согласно условиям вопроса, по территории Украины до аэропорта шел под таможенным контролем. То есть, в аэропорту факта отгрузки/перегрузки товара не было и соответственно (как сказано в вопросе), получатель этого концентрата не мог физически подписать CMR в аэропорту. Получатель ставит свою печать только на второй, третьей и четвертой странице. 

Увага!

Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook

Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.

Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 99 грн/міс

Передплатити

Автор: Канарьова Наталія

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Оподаткування/ПДВ

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «ПДВ»

  • Участь у дослідно-конструкторських роботах: умови звільнення від оподаткування ПДВ
    Державний науково-дослідний інститут замовив у підприємства розробку та виготовлення картонних ємностей в межах дослідно-конструкторської роботи. Оплата проводиться за рахунок бюджетних коштів з відповідного рахунку. Чи є ця операція звільненою від оподаткування ПДВ?
    09.05.20247
  • Обладнання передано на гарантійний ремонт нерезиденту: що з ПДВ?
    ТОВ в рамках гарантійного ремонту передало обладнання постачальнику-нерезиденту для проведення діагностики. В результаті було переналаштовано програмне забезпечення. Вивезення товару було в митному режимі переробки за межами митної території (код 61), а ввезення – в режимі імпорту. Чи потрібно сплачувати мито та складати ПН при вивезенні та імпорті за ставкою 0%?
    08.05.202413
  • Аванс повернено після сплину 1095 днів: як відкоригувати ПК?
    ТОВ - замовник робіт оплатило аванс за роботи виконавцю. Виконавець склав та зареєстрував ПН від 6 березня 2017 р. З моменту складання ПН минуло 1095 днів. Виконавець повертає кошти у квітні 2024 р. Підприємство планує скласти бухгалтерську довідку та на основі неї скласти РК. Виконавець наполягає, що ТОВ має скласти і зареєструвати ПН на нього. Як скласти РК на цю госпоперацію?
    08.05.202430
  • Спілка споживчих товариств отримує від них грошові кошти: чи повинна вона реєструватись платником ПДВ?
    Спілка, яка є добровільним об'єднанням споживчих товариств, відповідно до свого статуту отримує від споживчих товариств внутрішньогосподарські відрахування. Чи є вони об'єктом оподаткування ПДВ? Чи повинна спілка реєструватися платником ПДВ при досягненні суми таких відрахувань в 1 млн грн?
    29.04.20245
  • Купуємо програмне забезпечення у нерезидента: що з ПДВ?
    Підприємство займається продажем програмного забезпечення Google (наприклад, річний програмний пакет Google Cloud G Suite Business for Work). Програмне забезпечення купується виключно у нерезидента та використовується для продажу українським покупцям та іноземним покупцям. Чи є об’єктом оподаткування ПДВ дана операція?
    29.04.202441