Вопрос: Компания-перевозчик оказала компании услуги международной доставки. Был доставлен концентрат покупателю воздушным транспортом. По террирории Украины до аэропорта данный груз шел под таможенным контролем. Перевозчик за оказанные услуги предоставил акт выполненных работ, то есть, аваинакладная и CMR, в которой не заполнен пункт 16 (не указан перевозчик). В пункте 23 стоит печать и подпись перевозчика и не заполнен пункт 24 (груз получен) покупателем, так как получатель этого концентрата не мог физически подписать CMR в аэропорту. Может ли предприятие (получатель услуг) провести такой акт выполненных работ на затраты компании и надо ли начислить НДС?
Ответ:
В соответствии с Законом Украины "О транспортно-экспедиторской деятельности" перевозки грузов сопровождается товарно-транспортными документами, составленными на языке международного общения в зависимости от избранного вида транспорта или на государственном языке, если грузы перевозятся в Украине.
Такими документами могут быть, в частности,
- Авиационная грузовая накладная (Air Waybill);
- Международная автомобильная накладная (CMR).
Эти документы могут быть использованы и как единый транспортный документ - документ, по которому осуществляется перевозка груза (как единый транспортный документ могут использоваться общие авиа-накладные (AWB - airwaybill, MAWB - master airwaybill), CMR, Bill of Lading (коносамент) и т.д.).
Отметим, что нормативно порядок заполнения международной товарно-транспортной накладной (CMR) не утвержден. Однако, при заполнении можно воспользоваться подробной информацией, размещенной здесь>>>, и консультативными данными по заполнению самой накладной со стороны таможенных органов.
Таким образом, CMR – это международная товарно-транспортная накладная, которая является одним из основных документов, необходимых для осуществления международных перевозок грузов автотранспортом.
Основные правила заполнения CMR. CMR выписывается отправителем минимум в четырех экземплярах (на 4-х страницах).
Первые четыре страницы CMR имеют собственные наименования, которые отпечатаны типографским способом:
1. Экземпляр для отправителя;
2. Экземпляр для получателя;
3. Экземпляр для перевозчика;
4. Для расчетов.
Первая страница CMR «Экземпляр для отправителя» после заполнения остается у отправителя, являясь документом, который подтверждает факт отправки груза.
Вторая страница CMR «Экземпляр для получателя» сдается водителем получателю. Она подтверждает факт получения (доставки) груза.
Третья и четвертая страницы CMR «Экземпляр для перевозчика» и «Для расчетов», заверенные печатями и подписями получателя груза, остаются у перевозчика.
Заполнение CMR перевозчиком груза. Исходя из условий вопроса, перевозчиком не заполнены пункты 16 (не указан перевозчик), но в пункте 23 стоит печать и подпись перевозчика и не заполнен пункт 24 (груз получен) покупателем.
Отметим, что в графе 16 "Перевозчик (наименование, адрес, страна)" перевозчик указывает свои полные реквизиты. Графа 17 "Последующий перевозчик" - реквизиты последующего перевозчика, если транспортный процесс осуществляется несколькими компаниями.
Графа 23 - номер и дата путевого листа, по которому выполняется перевозка груза, фамилия водителя, осуществляющего перевозку, печать транспортной организации, а также подпись водителя (экспедитора), который принял груз.
Заполнение CMR получателем груза. После доставки груза получателю представляется вторая, третья и четвертая страницы накладной CMR. Получатель должен на всех страницах заполнить графу 24 "Груз получен". В ней указывается дата получения груза, время прибытия и убытия авто под разгрузку в часах и минутах.
Получатель ставит свою подпись и печать (обязательно!), которые подтверждают факт приема груза. Вторую страницу CMR "Экземпляр для получателя" он оставляет у себя, а третью и четвертую (со своими подписями и печатью) возвращает перевозчику.
Таким образом, в графе 24 отображается фактическое время и дата прибытия та выбытия груза из-под разгрузки. Отметка о получении груза ставится на третьем и четвертом экземплярах CMR.
По нашему мнению, если в графе 23 стоит печать перевозчика при этом графа 24 не заполнена (первый экземпляр) для отправителя, то это соответствует правилам заполнения. Тем более, что груз, согласно условиям вопроса, по территории Украины до аэропорта шел под таможенным контролем. То есть, в аэропорту факта отгрузки/перегрузки товара не было и соответственно (как сказано в вопросе), получатель этого концентрата не мог физически подписать CMR в аэропорту. Получатель ставит свою печать только на второй, третьей и четвертой странице.
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити