• Посилання скопійовано

CMR - единый транспортный документ для международной перевозки груза

Компания-перевозчик доставила груз покупателю воздушным транспортом. Перевозчик предоставил аваинакладную и CMR, в которой не заполнен п.16, в п. 23 стоит печать и подпись перевозчика и не заполнен п. 24. Можно ли провести такой акт выполненных работ на затраты компании и что с НДС?

ВопросКомпания-перевозчик оказала компании услуги международной доставки. Был доставлен концентрат покупателю воздушным транспортом. По террирории Украины до аэропорта данный груз шел под таможенным контролем. Перевозчик за оказанные услуги предоставил акт выполненных работ, то есть, аваинакладная и CMR, в которой не заполнен пункт 16 (не указан перевозчик). В пункте 23 стоит печать и подпись перевозчика и не заполнен пункт 24 (груз получен) покупателем, так как получатель этого концентрата не мог физически подписать CMR в аэропорту. Может ли предприятие (получатель услуг) провести такой акт выполненных работ на затраты компании и надо ли начислить НДС?

Ответ

В соответствии с Законом Украины "О транспортно-экспедиторской деятельности" перевозки грузов сопровождается товарно-транспортными документами, составленными на языке международного общения в зависимости от избранного вида транспорта или на государственном языке, если грузы перевозятся в Украине.

Такими документами могут быть, в частности,

- Авиационная грузовая накладная (Air Waybill);

- Международная автомобильная накладная (CMR).

Эти документы могут быть использованы и как единый транспортный документ - документ, по которому осуществляется перевозка груза (как единый транспортный документ могут использоваться общие авиа-накладные (AWB - airwaybill, MAWB - master airwaybill), CMR, Bill of Lading (коносамент) и т.д.).

Отметим, что нормативно порядок заполнения международной товарно-транспортной накладной (CMR) не утвержден. Однако, при заполнении можно воспользоваться подробной информацией, размещенной здесь>>>, и консультативными данными по заполнению самой накладной со стороны таможенных органов.

Таким образом, CMR – это международная товарно-транспортная накладная, которая является одним из основных документов, необходимых для осуществления международных перевозок грузов автотранспортом. 

Основные правила заполнения CMR. CMR выписывается отправителем минимум в четырех экземплярах (на 4-х страницах). 

Первые четыре страницы CMR имеют собственные наименования, которые отпечатаны типографским способом:

1. Экземпляр для отправителя;

2. Экземпляр для получателя;

3. Экземпляр для перевозчика;

4. Для расчетов.

Первая страница CMR «Экземпляр для отправителя» после заполнения остается у отправителя, являясь документом, который подтверждает факт отправки груза.

Вторая страница CMR «Экземпляр для получателя» сдается водителем получателю. Она подтверждает факт получения (доставки) груза.

Третья и четвертая страницы CMR «Экземпляр для перевозчика» и «Для расчетов», заверенные печатями и подписями получателя груза, остаются у перевозчика. 

Заполнение CMR перевозчиком груза.  Исходя из условий вопроса, перевозчиком не заполнены пункты 16 (не указан перевозчик), но в пункте 23 стоит печать и подпись перевозчика и не заполнен пункт 24 (груз получен) покупателем.

Отметим, что в графе 16 "Перевозчик (наименование, адрес, страна)" перевозчик указывает свои полные реквизиты. Графа 17 "Последующий перевозчик" - реквизиты последующего перевозчика, если транспортный процесс осуществляется несколькими компаниями.

Графа 23 - номер и дата путевого листа, по которому выполняется перевозка груза, фамилия водителя, осуществляющего перевозку, печать транспортной организации, а также подпись водителя (экспедитора), который принял груз. 

Заполнение CMR получателем груза.  После доставки груза получателю представляется вторая, третья и четвертая страницы накладной CMR. Получатель должен на всех страницах заполнить графу 24 "Груз получен". В ней указывается дата получения груза, время прибытия и убытия авто под разгрузку в часах и минутах.

Получатель ставит свою подпись и печать (обязательно!), которые подтверждают факт приема груза. Вторую страницу CMR "Экземпляр для получателя" он оставляет у себя, а третью и четвертую (со своими подписями и печатью) возвращает перевозчику.

Таким образом, в графе 24 отображается фактическое время и дата прибытия та выбытия груза из-под разгрузки. Отметка о получении груза ставится на третьем и четвертом экземплярах CMR.

По нашему мнению, если в графе 23 стоит печать перевозчика при этом графа 24 не заполнена (первый экземпляр) для отправителя, то это соответствует правилам заполнения. Тем более, что груз, согласно условиям вопроса, по территории Украины до аэропорта шел под таможенным контролем. То есть, в аэропорту факта отгрузки/перегрузки товара не было и соответственно (как сказано в вопросе), получатель этого концентрата не мог физически подписать CMR в аэропорту. Получатель ставит свою печать только на второй, третьей и четвертой странице. 

Найкращі консультації – тепер у Telegram та Viber!

Читайте відповіді «Дебету-Кредиту» на найцікавіші та найактуальніші запитання у популярних месенджерах!

Доступ до цього матеріалу можливий лише для зареєстрованих користувачів. Якщо ви вже зареєстровані на нашому сайті — будь ласка, авторизуйтесь.

Або зареєструйтесь , прямо зараз, це не вимагає ваших персональних даних і займе не більше однієї хвилини.

Зареєструватись

Автор: Канарьова Наталія

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Оподаткування/ПДВ

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «ПДВ»

  • Відчуження частки у статутному капіталі: чи враховується при розрахунку мільйонного ліміту для реєстрації платником ПДВ?
    Чи входить до загального обсягу оподатковуваних операцій з постачання товарів/послуг (для цілей обов'язкової реєстрації платником ПДВ при перевищенні 1 000 000 грн) відчужена частина частки у статутному капіталі іншого підприємства, якщо частка відчужена по собівартості?
    Сьогодні 10:107
  • Оплата корпоративною карткою послуг Google Workspace та Office 365: ПДВ та документальне оформлення
    ТОВ на загальній системі оподаткування - платник ПДВ. Директор раніше сплачував нерезиденту (Google Workspace, Office 365) щомісячно за послуги доступу з власної картки без компенсації. Зараз планується перевести оплати на корпоративну картку. Чи правомірні такі щомісячні оплати з корпоративної карти? Чи може квитанція бути на ім'я директора? Чи потрібно сплачувати ПДВ за імпорт таких послуг?
    04.11.202537
  • Придбання обладнання у неплатника ПДВ та його подальший продаж: оподаткування ПДВ
    Платник ПДВ придбаває сонячні панелі, акумулятори, інвертори та комплектуючі у постачальника-неплатника ПДВ, який самостійно імпортував це обладнання та сплатив ПДВ при митному оформленні. Потрібно з'ясувати порядок формування податкового зобов'язання при подальшому продажу, наявність права на податковий кредит, вплив факту імпорту неплатником ПДВ та вимоги до документального оформлення
    04.11.202551
  • Оподаткування ПДВ міжнародних та внутрішніх перевезень для "єдинника" ІІІ групи ЄП
    ФОП на ІІІ групі ЄП зі ставкою 5% (неплатник ПДВ) займається міжнародними перевезеннями вантажів за основним КВЕД 49.41. Чи застосовується ставка ПДВ 0% при міжнародних перевезеннях за наявності ЦМР? Як оподатковуються ПДВ внутрішні перевезення? Чи потрібна звітність з ПДВ?
    04.11.202514
  • Оподаткування компенсації за рішенням суду щодо знищеного авто
    Підприємство отримало на рахунок компенсацію за рішенням суду у сумі 1 млн грн за вантажний автомобіль, який був виведений з експлуатації після ДТП. Чи слід нараховувати податкові зобов’язання з ПДВ при отриманні цієї суми та на яку базу їх визначати? Чи потрібно включати зазначену суму компенсації до складу доходу підприємства? Автомобіль придбано за 600 тис. грн (в т.ч. ПДВ 100 тис. грн), залишкова вартість на дату ДТП і виведення з експлуатації 400 тис. грн
    03.11.202519