• Посилання скопійовано

Единица измерения хозоперации указывается в первичных документах

Можно ли услугу по размещению информации о товарах на сайте измерять в штуках? Или чем правильнее такую услугу измерять?

Из ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете следует, что содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции относятся к обязательным реквизитам первичных и сводных учетных документов. Таким образом, правильность указания единицы измерения хозяйственной операции влияет на признание того или иного первичного документа действительным.

Также, согласно п. 44.1 НКУ, для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством. Таким образом, ошибка в указании единицы измерения в первичном документе может повлиять на налоговый учет налогоплательщика. При этом вряд ли налоговики не признают доходы налогоплательщика на основании неверно проставленной единицы измерения. А вот расходы, отраженные в бухгалтерском учете на основании неверно составленного акта или накладной, вполне могут не признать. А это повлияет на размер налогооблагаемой прибыли (дохода) налогоплательщика на общей системе налогообложения. 

Пункт 2.4 Положения о документальном обеспечении записей в бухучете (утверждено Приказом  Минфина от 24.05.95 г. №88) уточняет, что единица измерения хозяйственной операции может быть указана как в натуральном (например, штуки, метры, тонны и т. д.), так и в стоимостном выражении (например, грн).

Как правило, единица измерения устанавливается в договоре (или указывается в счете) при согласовании цены, поскольку цена устанавливается за определенное количество товаров, работ или услуг.

Если в договоре не указывается единица измерения услуги, в частности та, которая будет использоваться затем в первичных документах, то допустимо указание как количественного (штуки), так и стоимостного (грн) выражения единицы измерения.  

При этом обратите внимание на то, что единица измерения, указанная в договоре и в первичных документах влияет на составление налоговой накладной. В налоговой накладной единица измерения (согласно пп. 4 п. 15 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 22.09.2014 г. №957) указывается согласно КСОЕИУ*. И по разъяснению ГФСУ, приведенному в письме от 28.01.15 г. №2394/7/99-99-19-03-02-17,  в случае если стоимость услуги определяется с применением единиц учета, которые отражаются в первичных документах, регистрах бухгалтерского учета, то в графах 5.1 и 5.2 налоговой накладной указываются единицы измерения (условное обозначение и код) по КСОЕИУ. Из этого можно сделать вывод, что единица измерения в этом случае как в первичных документах, так и в налоговой накладной должна совпадать, более того, должна проставляться исходя из тех видов единиц измерения, которые предусмотрены КСОЕИУ.  Напомним, что этим Классификатором предусмотрены обе указанные в вопросе единицы измерения: и штука (код 2009), и гривна (2454).  И только в случае, если предоставляемая услуга не имеет единицы учета, в графе 5.1 отмечается "услуга", а графа 5.2 не заполняется.

Но с 01.04.2016 г. это правило изменится. Поскольку пп. 3 п. 16 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2015 г. №1307, содержит норму, согласно которой в случае, если услуга имеет единицу измерения, которая отсутствует в КСОЕИУ, то в графе 4 указывается условное обозначение единицы измерения такой услуги, которое используется для учета и отражается в первичных документах. То есть, с 01.04.2016 г. уже не налоговая накладная будет влиять на то, какую единицу измерения может указать налогоплательщик в договоре и в первичных документах, а наоборот, та единица измерения, которая указывается в первичных документах, будет указываться и в налоговой накладной

___________________________

* Классификатор системы обозначений единиц измерения и учета.

Увага!

Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook

Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.

Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс

Передплатити

Автор: Степанов Михаил

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Оподаткування/ПДВ

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «ПДВ»

  • ПДВ при вивезенні з митного складу за межі митної території України нерозмитнених товарів
    Підприємство помістило імпортовані товари в режим «митного складу», ПДВ не сплачувалося, ПК не відображалося, та планує їх реекспортувати, що звільнено від ПДВ згідно пп. 206.5 ПКУ. При цьому отримано податковий кредит з ПДВ на послуги зберігання та транспортування цих товарів. Чи потрібно нараховувати компенсуючий ПДВ за п. 198.5 ПКУ на ці послуги? Чи потрібно нараховувати компенсуючі ПДВ за ст. 199 ПКУ?
    21.11.20249
  • Як скласти РК при заміні товару та поверненні коштів постачальнику?
    Покупець повернув товар. Було відвантажено інший товар, а різницю коштів повернено. Як скласти ПН та РК за даною операцією?
    19.11.2024494
  • Як відобразити в декларації з ПДВ відмову у бюджетному відшкодуванні?
    Підприємство отримало акт позапланової документальної невиїзної перевірки, в якому відмовлено у відшкодуванні ПДВ на 170 000 грн і визначено заниження значення рядку 21 декларації з ПДВ за серпень 2024 р. на 170 000 грн. Чи має право підприємство подати УР за серпень 2024 р., в якому буде прибрано вищезазначену суму із заяви на відшкодування і включено до рядка 21? Чи можливо уникнути андміністративної відповідальності посадовим особам підприємства за ст. 163.1КУпАП (помилки в податковому обліку)?
    15.11.202427
  • Надання рекламних послуг нерезиденту: що з ПДВ?
    ТОВ на загальній системі, платник ПДВ, надає нерезиденту рекламні послуги, які не є об’єктом ПДВ за пп. «б» пп.186.3 ПКУ. Чи є рекламними послуги: організація онлайн-виступу представників нерезидента на конференції; медіа-підтримка — розміщення новин про співпрацю; розміщення логотипу нерезидента на рекламних носіях конференції як партнера; розміщення стаціонарного банера в зоні конференції. Чи буде онлайн-участь нерезидента електронною послугою з місцем надання — реєстрацією отримувача?
    14.11.202425
  • Формування податкового кредиту за касовим методом після спливу 365 днів
    Податковий кредит формуємо з сум ПДВ, визначених згідно з коефіцієнтом розподілу, тобто частково за касовим методом та частково за загальними правилами. У липні 2023 р. від постачальника отримані послуги, які були оплачені не в повній сумі. У декларації з ПДВ за липень 2023 року до ПК включено ПДВ за ПН за цей же період відповідно до коефіцієнту розподілу. У серпні 2024 р. оплачується заборгованість за отримані в липні 2023 р. послуги і, відповідно, в декларації за серпень 2024 р. до ПН включається пропорційна до оплати сума ПДВ ПН за липень 2023 року. Тобто включається сума ПДВ ПН, дата складання якої більше 365 днів. Чи правомірне таке формування ПК?
    14.11.2024252