Действующим законодательством этот вопрос четко не урегулирован, а потому мы можем высказать только свое мнение по данному вопросу. Окончательную точку в нем может поставить только индивидуальная налоговая консультация, в соответствии со ст. 52-53 НКУ.
Согласно действующего порядка составления налоговых накладных, они составляются поставщиком (продавцом) на каждую поставку или оплату, разумеется, в случае, если при такой поставке или оплате возникает налоговое обязательство по НДС. Понятно, что если поставка или оплата являются вторым событием и к возникновению налогового обязательства не приводят, налоговую накладную составлять не нужно.
А как в случае, если с одним контрагентом заключено несколько договоров и оплата, а также отгрузка товаров по ним происходит в течение отчетного месяца, определить, что является первым событием и когда у поставщика возникает налоговое обязательство? С нашей точки зрения, для этого используется реквизит налоговой накладной – вид гражданско-правового договора, его дата и номер. Да, на сегодня, согласно п. 201.1 НКУ, этот реквизит налоговой накладной не является обязательным, но именно он позволяет легко определить, правильно ли поставщик признал налоговое обязательство по НДС в указанной ситуации.
Дата возникновения налогового обязательства устанавливается в соответствии со ст. 187 НКУ. В обычном случае, это дата первого события – оплаты или отгрузки одного и того же товара. Это четко видно из п. 187.1 НКУ: если речь идет о предоплате, то это не просто какая-то абстрактная оплата, а оплата товаров, которые подлежат отгрузке, а если речь идет о поставке, как первом событии, то налоговое обязательство возникает в связи с отгрузкой конкретных товаров, указанных в первичных бухгалтерских документах.
В вышеупомянутом случае, заключены два разных контракта. Каждый из них говорит об обязанности поставить отдельные партии товаров, по разной цене. И отгрузка по одному из них без предоплаты – это основание для признания налогового обязательства, а предоплата по другому, за другие товары – это основание для признания следующего налогового обязательства. Ведь обязательства по каждому из этих договоров поставщик (продавец) и покупатель несут отдельно, в рамках условий, установленных каждым из них. Разделить такие поставки и оплаты в разрезе указанных двух договоров помогут ссылки на них в первичных документах. В накладной на отгрузку товаров по первому договору указывается его дата и номер, а в платежном поручении (выписке банка) по платежу по второму договору – должна быть ссылка на такой договор в назначении платежа.
Если же покупатель считает, что сумма, поступившая от него 8 декабря, это оплата за товары, отгруженные по первому договору, несмотря на указанное в назначении платежа, необходимо получить от него документ, свидетельствующий о том, что такое назначение платежа в платежном поручении было указано не верно (изменении назначения платежа) и на самом деле эти деньги были оплачены за товар, поставленный по первому договору. Или же можно сделать зачет однородных требований на сумму задолженности по первому договору в счет предоплаты, поступившей по второму договору. До указанных действий поставка товаров по одному договору, и оплата товаров по другому договору будут считаться отдельными событиями, каждое из которых вызывает у поставщика (продавца) возникновение налогового обязательства по НДС.
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити