• Посилання скопійовано

Импорт услуг от нерезидента: что с НДС и налогом на прибыль?

Предприятие на регулярной основе получает рекламные и маркетинговые услуги от нерезидента на его территории (дистрибьютора). В чем различие налогообложения НДС и налогом на прибыль расходов по маркетингу и расходов по рекламе в данном случае? Как идентифицировать такие расходы?

Понятие «услуги рекламы» и «услуги маркетинга» часто путают, так как такого рода услуги часто сопровождают  друг друга и преследуют похожие цели.

Реклама - это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей и их интерес относительно таких лиц или товара (ст.1 Закона рекламе). Другими словами, это оповещение о  качестве, достоинствах, преимуществах товаров и услуг, а также о заслугах самого производителя/продавца.

Маркетинг - это услуги, которые обеспечивают функционирование деятельности  в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управлении движения продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в пределах хозяйственной деятельности (пп. 14.1.108 НКУ). То есть, это общая деятельность, которая ставит перед собой цель обеспечить связь  между потребителями рынка  и экономическими моделями реагирования этого рынка. Проще говоря, комплекс мероприятий по продвижению товара.

Реклама является составляющей маркетинга, его неотъемлемой частью. И маркетинг и реклама направлены на общую цель: содействие продажи продукта, услуги или бренда.

Например, информация о товаре, которую разместили на билборде является рекламой, а деятельность, которая включает в себя комплекс мероприятий: определение круга  потребителей для выбора площадки для размещения билборда, изучение психологии клиентов для оптимальной формы подачи рекламной информации, планирование размещения такой информации во времени – считается маркетингом.

Не удивительно, что понятие рекламы и маркетинга начинают путать и подменять одно понятие другим. А между тем, для целей налогообложения, учет услуг маркетинг и рекламы от нерезидентов  имеют принципиальные отличия.

НДС. Для определения объекта налогообложения НДС услуг от нерезидента (пп. «б» п. 185.1 НКУ) необходимо определить место поставки таких услуг. Если местом поставки услуг, согласно установленных правил ст. 186 НКУ, является таможенная территория Украины, то применяется ставка НДС 20% (п. 208.2 НК). Нормами п. 186.4 НКУ местом поставки услуг определено место регистрации поставщика, кроме операций, указанных в п. 186.2 и 186.3 НКУ.

Рекламные услуги указаны в п. 186.3 НКУ (подпункт «б»). Местом поставки услуг, указанных в п. 186.3 НКУ, считается место, в котором получатель услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования или, в случае отсутствия такого места, место постоянного или преимущественного его проживания. В данном случае покупатель услуг – резидент. Таким образом, операция по поставке рекламных услуг резиденту от нерезидента  является объектом налогообложения НДС, место поставки услуг – таможенная территория Украины.

Маркетинговые услуги в пп. 186.3 и 186.2 НКУ не указаны. Для таких услуг для определения места поставки нужно определить место регистрации поставщика (исполнителя). Поставщик – нерезидент. Итак, услуги маркетинговые, в отличие от услуг рекламных, не являются объектом обложения НДС. 

Чтобы снять дополнительные вопросы при начислении НДС рекомендуем в договоре из общей стоимости услуг на продвижение товаров выделять отдельно стоимость услуг по рекламе. Именно на стоимость рекламных услуг нужно будет составить НН и зарегистрировать в ЕРНН. Такая зарегистрированная НН относится к налоговому кредиту получателя рекламных услуг-плательщика НДС.

ННП. В соответствии с пп. 140.5.4 НКУ* финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму 30 % стоимости услуг от нерезидентов (в том числе, если нерезиденты - связанные лица), зарегистрированных в государствах (на территориях), указанных в пп. 39.2.1.2 НКУ (согласно Перечня №977-р**) (кроме операций, признанных контролируемыми в соответствии со ст. 39 НКУ***) В остальном приобретенные услуги от нерезидентов отражаются в составе налогооблагаемой прибыли по правилам бухгалтерского учета (как рекламные, так и маркетинговые).

Налог на репатриацию. Доходы, которые нерезиденты получают в Украине подлежат налогообложению. При выплате доходов от осуществления хозяйственной деятельности с источником их происхождения из Украины в пользу нерезидентов удержать налог с таких доходов и перечислить в бюджет Украины должны именно резиденты (или постоянные представительства нерезидентов). По своей сути такая обязанность приравнивает вышеуказанных резидентов к налоговым агентам****. Перечень доходов нерезидентов, которые подлежат налогообложению на территории Украины, определены в пп. 141.4.1 НКУ.

Отметим, что налог на доходы нерезидентов, как правил, начисляется по ставке в размере 15% их суммы и за их счет, но из данного правила существует много исключений, в т.ч. за производство и распостранение рекламы, где сумма налога уплачивается: во-первых, за собственный счет, а не за счет резидента***** , а во-вторых, по ставке 20% (ставки перечислены в п. 136.3 НКУ).

Что касается маркетинговых услуг, то они под налогообложение не попадают. Согласно пп. «й» пп. 141.4.1 НКУ, доходы в виде выручки или других видов компенсации стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных, выполненных, предоставленных резиденту от такого нерезидента (постоянного представительства) являются исключением из правил.

____________________ 

* В случае осуществления корректировок  финансового результата до налогообложения для определения налогооблагаемой прибыли.

** Перечень государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины, утвержденный Распоряжением Кабинета министров от 16.09.2015 р. №977-р.

*** См. ДК №11/2016 «Работа с нерезидентами: налоговые разницы».

**** Налоговым агентом признается лицо, на которое настоящим Кодексом возлагается обязанность по исчислению, удержанию из доходов, начисляемых (выплачиваются, предоставляются) плательщику, и перечислению налогов в соответствующий бюджет от имени и за счет средств налогоплательщика (п. 18.1 НКУ).

***** Детально особенности налогообложения доходов нерезидентов в данной статье не рассматриваются.

Увага!

Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook

Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.

Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс

Передплатити

Автор: Олефіренко Олександра

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Держрегулювання/ЗЕД

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «ЗЕД»

  • Який код УКТ ЗЕД вказати при списанні товару, придбаного більше 10 років тому?
    Підприємство списує матеріали, придбані у 2006 році. У зв’язку зі змінами, в зведеній ПН з кодом причини 13 треба вказувати УКТ ЗЕД. Наразі чинна версія УКТ ЗЕД 2020 року. Який УКТ ЗЕД зазначити в ПН?
    13.11.202449
  • Помилка у митній вартості товару та аркуш коригування до МД
    Підприємство розмитнило передоплачений товар, вартість якого була 41705 євро. При розмитненні товара була допущена помилка в МД у митній вартості, яку зазначили в сумі 41500 євро. Фактично був отриманий весь товар на суму 41705 євро. Тепер митниця буде оформляти аркуш коригування і донараховувати мито і ПДВ на 205 євро. Як це відобразити в обліку?
    08.10.202481
  • Експорт виставкових зразків готової продукції за ціною нижчою від собівартості
    Підприємство на загальній системі оподаткування, платник ПДВ, виробник меблів. Воно бере участь у виставці меблів за кордоном. Для тимчасового вивезення меблів на виставку скористалися послугою Карнет. Під час виставки знайшли покупця на виставкові меблі. Позаяк меблі під час виставки частково втратили свій вигляд, чи можна продати їх за собівартістю або ціною нижчою від собівартості? Якщо так, то які особливості такого продажу?
    27.09.202466
  • Податок з доходів нерезидента, який надає посередницькі послуги резиденту
    Підприємство – резидент України уклало договір з резидентом Польщі - E100 International Trade (є довідка резидента). Підприємство сплачує авансові платежі – компенсація дорожнього збору, переправи поромом та винагорода. Протягом місяця резидент витрачає ці кошти, а за результатами місяця нерезидент надає акт, зазначаючи фактичні витрати. Як оподаткувати ці виплати?
    27.09.202444
  • Що робити, якщо імпортували товар за 1200 євро, а повернули постачальнику за 1600 євро?
    Підприємство придбало товар у нерезидента за 1200 євро. Товар не задовольнив покупця, тому постачальник погодився на повернення товару і коштів, а також компенсувати транспортні витрати. На митниці оформили повернення в режимі експорту, але за імпортним контрактом. Інвойс постачальнику і вартість товару згідно з МД - 1800 євро: 1200 євро + 600 євро вартість транспортних послуг. Як відобразити це в бухобліку: як повернення чи як реалізацію? Чи застосовується ставка ПДВ 0% на всю суму 1800 євро, при тому, що оформлена МД типу ЕК 10, а вказано імпортний контракт?
    18.07.202457