Договор транспортного экспедирования считается сопутствующим договору перевозки груза.
Договор перевозки и договор транспортного экспедирования – это разные виды договоров, отличающиеся один от другого, в первую очередь, условием о предмете договора.
Предметом договора перевозки груза является обязанность перевозчика доставить вверенный ему груз из пункта загрузки в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а также обязанность заказчика оплатить такие услуги перевозчика (ст. 307 ХК). Таким образом, по договору перевозки осуществляется физическое перемещение груза.
Предметом же договора транспортного экспедирования могут выступать услуги, сопутствующие перевозке, но не сама перевозка (доставка). В соответствии со ст. 316 ХК Украины, договором транспортного экспедирования может быть предусмотрено оказание экспедитором следующих услуг клиенту: организация перевозки груза, заключение от своего имени или от имени клиента договора перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза, проверка количества и состояния груза, его загрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и затрат, возложенных на клиента, хранение груза до его получения в пункте назначения, получение необходимых для импорта и экспорта документов, осуществление таможенных формальностей и т.д. Еще более широкий перечень услуг, которые могут быть предусмотрены договором транспортного экспедирования, содержится в ст.8 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности».
Существенным условием любого возмездного договора является цена. Каждая из сторон при подписании возмездного договора должна осознавать, какова стоимость услуг, определенных договором. То есть, заказчик по договору перевозки подписывает договор и обязуется уплатить перевозчику определенную сумму за услуги перевозки. В договоре перевозки груза или в заявках к такому договору, независимо от того, кто заключает этот договор с перевозчиком (сам клиент или экспедитор), должна фигурировать стоимость услуг перевозки. В крайнем случае, если стороны договора перевозки не опасаются недобросовестных действий со стороны контрагента, стоимость услуг перевозки можно согласовать устно, но в дальнейшем она обязательно должна быть отражена в первичных документах бухгалтерского учета (акт оказанных услуг и т.д.)
Аналогичным образом обстоит дело с договором транспортного экспедирования: клиент по такому договору обязуется уплатить экспедитору вознаграждение за оказание услуг транспортного экспедирования, стоимость таких услуг является существенным условием договора. Также, поскольку большинство договоров транспортного экспедирования предусматривают привлечение экспедитором перевозчика, договором транспортного экспедирования может быть предусмотрена компенсация (авансом или по факту) затрат на оплату услуг перевозчика. Средства, перечисляемые клиентом экспедитору в качестве компенсации затрат на оплату услуг перевозки, не включаются в состав вознаграждения экспедитора (ч. 9 ст. 9 Закона «О транспортно-экспедиторской деятельности»). Таким образом, вознаграждение экспедитора по договору транспортного экспедирования и средства, перечисляемые экспедитору для оплаты по договору перевозки, должны быть разделеныв договоре или, как минимум, в отчете экспедитора, акте оказанных услуг.
Экспедиторы редко выделяют в своих договорах и первичных документах вознаграждение, предпочитая скрывать от клиента «разбивку» его затрат на перевозку. Такие экспедиторы определяют вознаграждение расчетным путем, при этом нередко претендуют на отражение в качестве своего налогооблагаемого дохода и базы налогообложения НДС именно вознаграждения («дельты»), что, по нашему мнению, может быть чревато доначислением налоговых обязательств и применением штрафных санкций органами ГНС.
Считаем, что в большинстве случаев экспедиторы, которые не выделяют свое вознаграждение в договоре и обязуется организовать перевозку «под ключ», по своему фактическому статусу являются перевозчиками (в понимании перевозчика как стороны договора), хотя они и не осуществляют доставку груза, а перекладывают эти обязанности на другого перевозчика.
Договор перевозки относится к категории договоров об оказании услуг, поэтому в отношении указанного договора могу применяться общие нормы Гражданского кодекса Украины (ГК Украины) о договоре об оказании услуг (глава 63 Кодекса). В соответствии со ст. 902 ГК Украины исполнитель (в нашем случае - перевозчик) должен оказать услугу лично. В случаях, установленных договором, исполнитель вправе возложить исполнение договора об оказании услуг на другое лицо, оставаясь при этом ответственным в полном объеме перед заказчиком за нарушение договора.
Таким образом, юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель, даже не имеющее в собственности или временном пользовании автомобили, может подписать со своим клиентом договор перевозки, а не договор транспортного экспедирования, взять на себя обязанность обеспечить перевозку груза, после чего привлечь перевозчика в качестве соисполнителя по договору для фактического осуществления доставки груза. Привлечение соисполнителя может и не быть предусмотрено договором перевозки, если транспортная компания не опасается претензий клиента из-за того, что он оказывал услуги не лично, а с привлечением другой компании или предпринимателя.
Заключение транспортной компанией договора перевозки вместо договора транспортного экспедирования влечет за собой повышенную ответственность компании за нарушение условий договора. Не исключено, что такая форма сотрудничества для многих окажется непривлекательной с точки зрения учета и налогообложения. Тем не менее, по нашему мнению, в подавляющем большинстве случаев сотрудничества грузоотправителей с транспортными компаниями-посредниками фактически между сторонами складываются правоотношения перевозки, а не транспортного экспедирования.
Отказ транспортной компании выделять размер своего вознаграждения за услуги транспортного экспедирования в договорах и актах лишний раз наталкивает на мысль о том, что такие компании берет на себя обязанности и ответственность по перевозке груза, а отнюдь не по оказанию сопутствующих услуг. А это дает основания признавать договоры транспортного экспедирования притворными с применением к таким договорам норм законодательства о договоре перевозки грузов. Изложенное касается и налогообложения операций транспортной компании налогом на прибыль и НДС.
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити