База начисления ЕСВ для работодателей определена в п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" от 08.07.2010 г. №2464-VI (далее – Закон о ЕСВ): это сумма начисленной каждому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины "Об оплате труда" від 24.03.1995 №108/95-ВР.
Далее, в ст. 8 Закона о ЕСВ определен размер ЕСВ для разных плательщиков. В частности, размер ЕСВ для работодателей определен в ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ.
С 01.01.2015 г. ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ дополнена таким абзацем:
«В случае если база начисления единого взноса (кроме вознаграждения по гражданско-правовым договорам) не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и ставки единого взноса, установленной для соответствующей категории плательщика.»
Этот абзац предписывает начислять ЕСВ на сумму минимальной заработной платы независимо от размера базы начисления ЕСВ – по крайней мере никаких оговорок относительно полной или неполной отработки месячной нормы рабочего времени в данном абзаце нет. Ничего не говорится также о том, что делать, если работник уволен (или наоборот, принят) в середине месяца и из-за этого его заработная плата за такой месяц меньше минимальной.
Таким образом, Закон о ЕСВ предусматривает начисление минимального страхового взноса по ЕСВ в зависимости только от одного фактора: если база начисления ЕСВ меньше минимальной заработной платы. Ни статус рабочего места (основное или неосновное), ни факт выполнения месячной нормы (или работа на полную или неполную ставку, прием или увольнение) согласно норм Закона о ЕСВ не дают права работодателю начислять ЕСВ на фактическую сумму заработной платы. Он должен начислять минимальный взнос по ЕСВ независимо от того, сколько дней в месяце фактически отработал работник.
Разумеется, такая ситуация несправедлива по отношению к работодателю, которому приходится переплачивать ЕСВ, особенно если в отчетном месяце происходит прием или увольнение работников. На данный момент еще нет письменных разъяснений ГФСУ и ПФУ по данному вопросу.
Для того, чтобы все-таки получить мнение ГФСУ в индивидуальном порядке и воспользоваться им, а также свести к минимуму вероятность штрафных санкций в том случае, если в будущем ГФСУ поменяет свое мнение, можно обратиться к ней за индивидуальной налоговой консультацией в порядке, предусмотренном ст. 52 НКУ. Получение такой консультации избавляет налогоплательщика от ответственности, если в будущем такая консультация будет отменена (п. 53.1 НКУ). Также право плательщика ЕСВ на получение бесплатных консультаций по вопросам начисления ЕСВ закреплено в п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона о ЕСВ, но в Законе о ЕСВ нет освобождения от ответственности плательщика ЕСВ, который действовал по ошибочной консультации.
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити