• Посилання скопійовано

Учет затрат на ремонт арендованного помещения

ООО (плательник налога на прибыль и НДС) арендует помещение у ФЛП (на общей системе налогообложения). ООО закупило материалы и делает ремонт в арендуемом помещении. Можно ли учесть эти расходы в счет арендной платы? Как подобные действия отразить на бухгалтерских счетах? и как это отразится в налоговом учете ООО и ФЛП?

Согласно норм ГКУ, ремонт арендованного имущества должен осуществлять арендатор (если иное не предусмотрено договором). А вот улучшение арендованного имущества должен осуществлять арендодатель (если иное не предусмотрено договором). Таким образом, главным документом, который устанавливает, кто и за чей счет делает ремонт в арендованном помещении, является договор аренды

Если речь идет о поддержании арендованного помещения в том состоянии, в котором оно было получено в аренду, или восстановлении его до такого состояния, и проводить такой ремонт, и финансировать его, по умолчанию, должен арендатор. 

Если же речь идет о ремонте, который улучшит состояние помещения по сравнению с тем, в каком оно было получено в аренду, или речь идет о его модернизации, реконструкции и т.д., то проводить такой ремонт и/или финансировать его должен арендодатель. 

Если договором прописано иное, следовать нужно условиям договора. 

Если исходя из условий договора, такой ремонт проводит арендатор, то возможность компенсации понесенных затрат (например, путем зачета в счет обязательств по арендной плате) также должна быть предусмотрена таким договором. 

Решить, какие же работы в помещении были проведены (ремонт или улучшение), должен руководитель ООО – арендатора (п. 29 Методрекомендаций №561). 

Что касается бухучета ремонта арендованного помещения, то такие затраты списываются на расходы периода, в котором такой ремонт был закончен (п. 15 П(С)БУ 7). Таким образом, понесенные затраты можно будет списать на основании первичного документа о проведенном ремонте  по дебету того же счета, на который списываются расходы по аренде этого помещения.  

Что касается бухгалтерского учета проведенного улучшения арендованного помещения, то вы можете прочитать о нем, например, здесь>>>  

Про налоговый учет улучшений, читайте здесь>>>

Если договором будет предусмотрена возможность зачета понесенных расходов на ремонт платежами в виде арендной платы, то о бухгалтерском учете такого зачета Вы можете прочитать здесь>>> 

На налоговый учет ФЛП-арендодателя такой проведенный за счет арендатора ремонт или улучшение  не повлияет. Ведь в этом случае расходы он не понес.

Хотя, в ряде случаев налоговики считают, что при возврате такого помещения из аренды, если стоимость такого улучшения еще не была самортизирована арендатором, то такая несамортизированная стоимость улучшения является доходом арендодателя (как бесплатно полученная). Однако, прямой нормы в НКУ по этому поводу нет, поэтому ФЛП может самостоятельно решить, признавать ему такой доход или нет. 

Что же касается налогового учета у арендатора возврата такого отремонтированного помещения, читайте о нем здесь>>> 

Если договором аренды (или дополнительным соглашением к нему) будет предусмотрена возможность зачета понесенных расходов на ремонт платежами в виде арендной платы, то ни о каком бесплатно полученном доходе у ФЛП речи быть не может. Наоборот, у него возникнут расходы в сумме проведенного улучшения, и в случае, если в соответствии с п. 177.4 НКУ, такой ФЛП ведет налоговый учет основных средств, то он сможет отнести понесенные расходы (в сумме компенсированной за счет зачета стоимости улучшения)  для уменьшения своего налогооблагаемого дохода. Читайте также здесь>>> 

Увага!

Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook

Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.

Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс

Передплатити

Автор: Бикова Ганна

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Облік та звітність/Облік окремих операцій

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Облік окремих операцій»

  • Формулювання в Акті на списання та безоплатну передачу комп’ютерної техніки
    Комунальне підприємство має на балансі повністю замортизовану та морально застарілу комп’ютерну техніку. За рішенням засновника (місцевої ради) ця техніка буде або списана з балансу, або безоплатно передана іншому підприємству. Яке обґрунтування писати в актах на списання, на передачу?
    21.11.202412
  • Як привести у відповідність показники рівнемірів-лічильників з даними бухобліку пального?
    Підприємство є платником акцизного податку, має ліцензію на зберігання пального (дизпаливо) виключно для власного споживання у своїй виробничій діяльності. В результаті інвентаризації виявлені розбіжності між даними бухобліку та даними рівнемірів – лічильників на акцизних складах підприємства. Як привести у відповідність дані бухобліку з показниками витратомірів-лічильників? Якими документами оформити?
    20.11.202421
  • Виготовлення та безоплатна передача продукції ЗСУ за благодійні кошти
    Підприємство на загальній системі оподаткування отримало кошти благодійної допомоги, за які виготовило запчастини для БПЛА (що є видом діяльності підприємства), і передало безоплатно військовій частині за актом приймання-передачі. Як обліковувати благодійну допомогу та безоплатну передачу запчастин?
    19.11.202426
  • Бухоблік «держдивідендів» у комунальному підприємстві
    Комунальне підприємство виплачує частину чистого прибутку засновнику – міськраді. Який порядок відображення в бухобліку комунального підприємства?
    15.11.202413
  • Що робити з активом утримуваним для продажу, коли минув рік?
    На балансі компанії на рахунку 286 обліковується об'єкт нерухомості, який було придбано шляхом реалізації права заставоутримувача. Підприємство здійснило оцінку майна. Результат - необхідність дооцінки. В найближчий рік об'єкт реалізовувати не планується. Як відобразити дооцінку об'єкта? Які податкові наслідки?
    14.11.202442