• Посилання скопійовано

Нюансы списания расходов в периоды отсутствия реализации товаров/услуг

В течение отчетного периода предприятие осуществляло такие расходы, как зарплата, амортизация и т.д. Какой бухгалтерской проводкой правильно их списывать, если отсутствуют операции по реализации товаров/услуг?

Предприятиям, которые ведут бухгалтерский учет в соответствии с национальными стандартами, следует обратиться к П(С)БУ 16

Согласно п. 5-7 П(С)БУ 16: 

- Расходы отражаются в бухгалтерском учете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств;

- Расходами отчетного периода признаются или уменьшение активов, или увеличение обязательств, что приводит к уменьшению собственного капитала предприятия (за исключением уменьшения капитала в результате его изъятия или распределения собственниками), при условии, что эти расходы могут быть достоверно оценены;

- Расходы признаются расходами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они осуществлены. Расходы, которые невозможно прямо связать с доходом определенного периода, отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены

Таким образом, если нет оснований считать, что понесенные предприятием расходы связаны с получением доходов в будущих периодах, такие расходы признаются в периоде их осуществления. 

Бухгалтерские проводки, которые при этом составляются, зависят от вида понесенных расходов. Так, административные и сбытовые расходы собираются по дебету счетов 92 и 93, соответственно. А вот расходы, которые в условиях осуществления производственной деятельности признаются общепроизводственными, имеют свои особенности списания и не всегда зависят от наличия или отсутствия операций по реализации произведенной продукции. 

Согласно П(С)БУ 16, общепроизводственные расходы делятся на постоянные и переменные. Переменные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы попадают в производственную себестоимость продукции (п. 11 П(С)БУ 16).

Таким образом, независимо от того, продана ли производившаяся продукция или нет, такие расходы списываются в состав ее себестоимости.

А вот постоянные нераспределенные общепроизводственные расходы списываются непосредственно на себестоимость реализованной продукции. И если такая реализация не происходит и нет оснований формировать себестоимость реализованной продукции (иными словами, делать проводку Д-т 901 К-т 91), то в периоде их осуществления такие расходы списываются в состав прочих расходов (Д-т 949).  Так же по дебету субсчета 949 списываются постоянные общепроизводственные расходы и в том случае, если предприятие в отчетном периоде не проводит не только реализации, но и производства собственной продукции.  

Найкращі консультації – тепер у Telegram та Viber!

Читайте відповіді «Дебету-Кредиту» на найцікавіші та найактуальніші запитання у популярних месенджерах!

Доступ до цього матеріалу можливий лише для зареєстрованих користувачів. Якщо ви вже зареєстровані на нашому сайті — будь ласка, авторизуйтесь.

Або зареєструйтесь , прямо зараз, це не вимагає ваших персональних даних і займе не більше однієї хвилини.

Зареєструватись

Автор: Бикова Ганна

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Облік та звітність/Облік окремих операцій

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Облік окремих операцій»

  • Постачальник - головне підприємство, а оплата - філії: як облікувати?
    Як правильно покупцеві вести облік взаєморозрахунків з постачальником, якщо постачальник - ТОВ "Літо", вантажовідправник - Філія ТОВ "Літо", для розрахунків - Філія ТОВ "Літо", податкові накладні реєструє ТОВ "Літо"?
    Сьогодні 09:5515
  • Розміщення Правил військового обліку на підприємстві
    Питання щодо оформлення стенда з інформацією щодо військового обліку, який необхідно зробити на підприємстві з метою виконання вимог відповідного законодавства. Якщо два підприємства орендують офісні приміщення в одній будівлі, чи можливо щоб цей інформаційний стенд був встановлений один на обидва підприємства в загальному холі цієї будівлі? Якщо ні, то які можливі наслідки для підприємств у такому разі?
    19.08.2025176
  • Оплата за ноутбуки на банківський рахунок: чи потрібно вести товарний облік?
    ФОП на ІІІ групі ЄП. Працює лише з юрособами за безготівковим розрахунком. Чи необхідно йому вести облік первинних документів, вести складський облік, якщо він здійснює продаж ноутбука, комплектуючих до нього, та картриджів до МФУ на постійній основі (не оптовий продаж)?
    18.08.202551
  • Відображення в обліку відшкодування збитків працівником після ДТП
    Підприємство заплатило кошти по виконавчому провадженню (було ДТП). Винний працівник (водій) відшкодовує підприємству кошти за виконавчим провадженням. Як в обліку провести дану операцію?
    18.08.2025209
  • Кредит «5-7-9»: бухгалтерський облік та вплив на оподаткування
    Підприємство отримало кредит за програмою «5-7-9» на поповнення обігових коштів з терміном погашення 1 рік. Після повного погашення ту ж суму кредитують ще на рік, а потім (після погашення) ще на рік. Сплатили разову комісію: за видачу кредитних коштів 0,75%, та за обслуговування кредиту - 0,75% від суми кредиту. Відсотки за кредитом нараховуються щомісячно, з них 3% сплачує підприємство, 12,35% сплачує Фонд напряму в банк. Як відобразити такі операції в обліку? Чи проводити дисконтування заборгованості? Як вплинуть такі операції на оподаткування?
    15.08.202588