• Посилання скопійовано

Перевозку работников к месту работы можно отнести в состав налоговых расходов

Предприятие заключило договор с службой такси. Такси возит сотрудников по городу с офисной техникой (принтер) на место работы, директоров по административным вопросам. Можно ли привязать это к хоздеятельности и как? Можно ли учитывать НДС в расходах?

Прямой нормы НКУ, которая позволяла бы включать расходы на перевозку работников до места работы, нет (не считая расходов на проезд работников во время командировки, возможность отнесения которых в состав налоговых расходов предусмотрена пп. 140.1.7 НКУ). Если бы такая норма была, опираясь  на нее можно было бы утверждать, что раз такие расходы включаются в состав налоговых расходов, значит, они связаны с хозяйственной деятельностью предприятия (ведь по п. 139.1.1 НКУ расходы, которые не связаны с хоздеятельностью, в состав налоговых расходов не включаются). 

А если бы была доказана связь с хозяйственной деятельностью, и если предприятие использует такие расходы (на оплату услуг по перевозке работников) для осуществления облагаемой НДС деятельности, то предприятие-плательщик НДС имело бы право на налоговый кредит по НДС. 


 

Проблема лишь в том, что, как указано выше, прямой нормы, позволяющей отнести расходы на транспортировку работников до места работы и обратно, в НКУ нет. Впрочем, нет и прямого запрета на признание таких налоговых расходов. А это значит, что предприятие может самостоятельно решить, подпадает ли перевозка тех или иных работников операцией, которая соответствует определению понятия «хозяйственная деятельность», приведенному в пп. 14.1.36 НКУ: «деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и / или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода, которая осуществляется таким лицом самостоятельно и / или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, которое действует в интересах первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам». Или же обратиться в орган ГНИ по месту учета за индивидуальной налоговой консультацией по данному вопросу (в соответствии со ст. 52-53 НКУ). 

На сайте же ГФСУ в «Базе знаний» по данному вопросу содержится следующая консультация: 

«Расходы на перевозку к месту работы работников автотранспортом могут включаться в состав расходов плательщика налога, учитываются для определения объекта налогообложения, при условии, что необходимость таких перевозок предусмотрена коллективным и трудовым договорами и наличия документов, подтверждающих связь такой перевозки рабочих с хозяйственной деятельностью налогоплательщика. 

Учитывая то, что в коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности режима работы, условий труда (ст. 7 Закона Украины от 1 июля 1993 года N 3356-XII "О коллективных договорах и соглашениях"), перевозка к месту работы работников служебным автотранспортом налогоплательщика должна быть установлена коллективным договором. То есть, если перевозку работников к месту работы осуществляется служебным автотранспортом налогоплательщика, то подтверждающими документами должны быть соответствующий приказ руководства предприятия, путевые листы и т.д.

Если перевозка работников к месту работы осуществляется посторонним лицом - перевозчиком на основании договора о предоставлении таких услуг, то подтверждающими документами о предоставлении услуг по перевозке работников к месту работы должны быть договор о предоставлении услуг по перевозке, акт приема-передачи услуг или любой другой документ, подтверждающий фактическое предоставление услуг».

Как видим, в целом налоговики не возражают против отнесения таких расходов в состав налоговых расходов и даже указывают, какими документами, по их мнению, можно подтвердить осуществление таких расходов и их связь с хозяйственной деятельностью. Правда, не указывают, в состав каких именно налоговых расходов можно отнести такие расходы – это и понятно, ведь сослаться на прямую норму НКУ в данном случае они не могли. По нашему мнению, расходы на транспортировку работников распределяются по видам налоговых расходов по тому же принципу, что и расходы на оплату их труда – в зависимости от того, в какой именно сфере хозяйственной деятельности предприятия заняты перевозимые работники. Например, если речь идет о руководителях и служащих административного аппарата управления предприятия, то расходы на их перевозку, по нашему мнению, должны относиться в состав административных расходов. Ну, а если речь идет о транспортировке работников, которые не заняты в хоздеятельности предприятия, то и признавать налоговыми расходы на такую перевозку, не стоит (не смотря на лояльность разъяснений ГФСУ). 

Найкращі консультації – тепер у Telegram та Viber!

Читайте відповіді «Дебету-Кредиту» на найцікавіші та найактуальніші запитання у популярних месенджерах!

Автор: Бикова Ганна

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Облік та звітність/Облік окремих операцій

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Облік окремих операцій»

  • Кредит «5-7-9»: бухгалтерський облік та вплив на оподаткування
    Підприємство отримало кредит за програмою «5-7-9» на поповнення обігових коштів з терміном погашення 1 рік. Після повного погашення ту ж суму кредитують ще на рік, а потім (після погашення) ще на рік. Сплатили разову комісію: за видачу кредитних коштів 0,75%, та за обслуговування кредиту - 0,75% від суми кредиту. Відсотки за кредитом нараховуються щомісячно, з них 3% сплачує підприємство, 12,35% сплачує Фонд напряму в банк. Як відобразити такі операції в обліку? Чи проводити дисконтування заборгованості? Як вплинуть такі операції на оподаткування?
    15.08.202552
  • Облік земельного податку за невикористовувану ділянку: на який рахунок?
    ТОВ є власником незабудованої земельної ділянки з цільовим призначенням для торгівлі. Ділянка не використовується у господарській діяльності. Виникає питання щодо коректного відображення в бухгалтерському обліку сум нарахованого земельного податку, зокрема, на якому рахунку витрат його слід обліковувати?
    15.08.202527
  • Облік неповоротної тари: списання та договірні умови
    Виробник паливних гранул (платник ПДВ та податку на прибуток на загальних підставах, високодохідник) використовує для затарювання продукції безпосередньо в процесі виробництва поліпропіленові мішки (біг-беги). Вартість мішків в договорі планується включати до ціни гранул, не виділяючи її окремо. В обліку вартість мішків списується на рахунок 93 «Витрати на збут» у момент виробництва. Чи є такий підхід правильним та як коректно прописати відповідні умови в договорі?
    14.08.202519
  • Заміна лізингоодержувача: облік та оподаткування у першого лізингоотрумувача
    Компанія "А" (первісний лізингоодержувач) за тристороннім договором з лізингодавцем та Компанією "Б" (новий лізингоодержувач) передає право користування автомобілями, отриманими у фінансовий лізинг. Виникають питання щодо документального оформлення, податкових наслідків (зокрема, ПДВ) та порядку відображення операції в бухобліку первісного лізингоодержувача – Компанії "А"
    14.08.202510
  • База розподілу ЗВВ між послугами та сільгоспвиробництвом
    ТОВ виконує роботи на сторону (обробка земель) та вирощує зернові. Яку базу розподілу взяти для загальновиробничих витрат?
    14.08.202532