Вопрос: Предприятие проводит рекламную акцию своих товаров в фирменных магазинах дистрибьюторов с неперсонифицированной раздачей ежедневников, календарей, ручек с логотипом компании и контактной информацией и подарочных сертификатов на приобретение продуктов. Акция оформлена приказом, есть смета, условия раздачи (целевая аудитория, места, даты, ответственные). Понятно, что НДФЛ не начисляем, так как получатели – неопределённый круг лиц, а НДС обязательства начисляем как при бесплатной поставке на стоимость приобретения.
Вопрос: НДС обязательства по п.198.5 "г" для сторнирования налогового кредита нужно ли начислять: а) по рекламным канцтоварам (считаем, что нет, связь с хоздеятельностью, реклама)?; б) по подарочным сертификатам (с одной стороны, они никак не привязаны к товару, с другой стороны они участвуют в рекламной акции по его продвижению)?
Ответ: Давайте начнем все же с действующего законодательства. В подпункте «г» п. 198.5 НКУ говорится о товарах (услугах), которые используются в нехозяйственной деятельности предприятия. Обратимся к пп. 14.1.36 НКУ, в котором прописано, что является хозяйственной деятельностью. Хозяйственная деятельность – деятельность лица, которое связано с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода. Поскольку рекламная акция связана с продвижением товара для дальнейшей его реализации, то такой вид деятельности относится к хозяйственной, поэтому сторнировать налоговый кредит не нужно.
Поскольку с 1 января 2015 года предприятия на общей системе налогообложения формируют свои затраты по правилам бухгалтерского учета (с учетом разниц при достижении уровня доходов в 20 млн грн и более), то давайте обратимся к первоисточнику, а именно П(С)БУ 16 «Расходы».
Так п. 19 П(С)БУ 16 «Расходы» предусмотрено, что затраты на рекламу и исследование рынка (маркетинг) не включаются в производственную себестоимость реализуемой продукции (в указаном случае товаров), а относятся к расходам на сбыт. Кроме того, п. 17 этого же стандарта предусмотрено, что эти затраты прямо связаны с операционной деятельностью предприятия.
Следовательно, единственное о чем нужно позаботиться, так это доказать, что расходы, понесенные в период проведения акции, связаны с рекламой реализуемых товаров. А в вышеуказаном вопросе их уйма: начиная от справочной информации о реализуемых товарах, которая непосредственно находится на канцелярских принадлежностях, до приказа по предприятию, в котором даже утверждена смета проведения акции.
Поэтому считаем, что и затраты на рекламные канцелярские товары и на изготовление подарочных сертификатов смело можно объединить под формулировкой «затраты на рекламу и сбыт» и на этом основании отнести в дебет счета 93 «Расходы на сбыт». Таким образом, о корректировке ранее отраженного налогового кредита по этим операциям и речи быть не может.
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити