Право покупателя на подачу жалобы на продавца сохраняется и после 01.01.2015 г.
Согласно п. 201.10 НКУ в случае отказа продавца товаров / услуг предоставить налоговую накладную или при нарушении им порядка ее заполнения и / или порядка регистрации в Едином реестре покупатель таких товаров / услуг имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого поставщика.
Такое право сохраняется за ним в течение 60 календарных дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором представлено налоговую накладную или нарушен порядок ее заполнения и / или порядок регистрации в Едином реестре. К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров / услуг или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", подтверждающие факт получения таких товаров / услуг.
Такая жалоба составляется по утвержденной форме. На данный момент актуальна форма, утвержденная приказом МФУ от 23.09.2014 г. №966, а именно – форма приложения 8 к декларации по НДС (далее - Приложение 8). Приложение 8 состоит из двух таблиц: одна заполняется в случае жалобы на отказ поставщика выдать налоговую накладную, а вторая – в случаях, когда налоговая накладная была выдана, но имеются нарушения порядка ее заполнения и/или регистрации ее в Едином реестре налоговых накладных.
Заполнение большинства граф обеих таблиц не вызывает трудностей – там указываются соответствующие данные из налоговой накладной. Наибольшие затруднения вызывает заполнение граф 9 и 10 первой таблицы и графы 9 второй таблицы. Как правило, поставщик не предоставляет письменного отказа выдать налоговую накладную, из-за чего и невозможно заполнить графу 9 первой таблицы. Чтобы хоть как-то задокументировать данный факт, можно направить поставщику письмо (почтовым отправлением с описью вложения) с требованием выдать налоговую накладную. Даже если на такое письмо поставщик не предоставит письменный ответ, номер и дату отправленного письма можно будет указать в графе 9 первой таблицы. В этом случае отправленное письмо без ответа будет косвенно подтверждать отказ поставщика не только выдать налоговую накладную, но даже и ответить на письмо.
В графе 9 второй таблицы нужно кратко указать суть нарушения, включая наименования реквизитов, которые были заполнены с ошибками.
Поступление в орган ГФСУ такого заявления с жалобой является основанием для проведения документальной внеплановой выездной проверки поставщика для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по налогу по такой операции. Это не означает, что проверка будет непременно проведена, это только лишнее основание для нее, которым налоговики могут и не воспользоваться.
Больше никаких последствий такая жалоба не несет. С 01.01.2015 г. покупатель не может отразить в составе налогового кредита все те документы, которые он указывает в своей жалобе. Слова «яка є підставою для включення сум податку до складу податкового кредиту» из текста п. 201.10 НКУ исключены с 01.01.2015 г., поэтому с этой даты жалоба на поставщика не дает покупателю права на налоговый кредит.