• Посилання скопійовано

Несвоевременная уплата единого налога из зоны АТО: ответственность

Предприниматель-единщик ІІ группы, зарегистрированный в г. Краматорске, при проведении АТО не платил единый налог. В январе 2015 г. сверился с ДФС и погасил задолженность. Теперь выяснилось, что начислен штраф и пеня, но налоговые уведомления не приходили. Что делать предпринимателю?

Вопрос: Предприниматель-единщик ІІ группы, который зарегистрирован в г. Краматорске, во время проведения АТО (с апреля по июль 2014) не платил единый налог. В январе 2015 г. сверился (по телефону) с ДФС и погасил задолженность. Теперь случайно выяснилось (при обращения в ДФС за справкой о доходах за 2015 г.), что начислен штраф и пеня, но налоговые уведомления налогоплательщик не получал. Действует ли мораторий в данной ситуации? Какой Закон или разъяснения фискальных органов можно применить, чтобы оспорить начисление штрафные санкции? Есть ли судебная практика? Как себя вести в этой ситуации предпринимателю? Существует ли исковая давность для предъявления штрафов?

Ответ

Следует учитывать, что ранее налоговики давали следующие разъяснения  по поводу уплаты налогов плательщиками, зарегистрированными в зоне проведения АТО (в частности, в «Общедоступном информационном ресурсе» на сайте ГФСУ). Так, налогоплательщики Донецкой области имели право уплачивать денежные обязательства на счета, открытые в других территориально-административных единицах области.

Также, у некоторых предпринимателей из зоны АТО была возможность несвоевременно уплатить налоги, а то и вовсе не уплатить.

Такие ФЛП имеют право на отсрочку (рассрочку) этих обязательств (налогового долга). Перечень обстоятельств, которые служат основанием для отсрочки, и доказательств существования этих обстоятельств приведён в Постановлении КМУ №1235.

Налоговый долг, который возник из-за обстоятельств непреодолимой силы, мог быть списан как безнадёжный. Для этого нужно было обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган по месту учёта такого долга или месту учёта плательщика. В заявлении нужно было указать суммы налогов и сборов, которые подлежат списанию. Порядок списания безнадёжного налогового долга налогоплательщиков утверждён Приказом Миндоходов №577.

Однако, по условиям вопроса, предприниматель сверился с фискальными органами по расчетам с бюджетом как плательщика ЕН по состоянию на январь 2015 года и погасил задолженность, не оформляя отсрочку или рассрочку. При этом, даже при условии погашения задолженности, сама сверка очевидно, касалась именно периода апрель-июль 2014 года.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 87.9 НКУ в случае наличия у налогоплательщика налогового долга контролирующие органы обязаны зачислить средства, уплачиваемые таким налогоплательщик, в счет погашения налогового долга согласно очередности его возникновения независимо от направления уплаты, определенного налогоплательщиком. В таком же порядке происходит зачисление средств, которые поступят в счет погашения налогового долга налогоплательщика в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса или по решению суда в случаях, предусмотренных законом.

То есть, в результате возникла ситуация, когда плательщик ЕН платил суммы налога, начиная с августа 2015 года, которые шли в счет погашения налогового долга за период апрель-июль 2015 года. При этом, начислялась и пеня, и штраф. О чем, безусловно, налоговики должны были указать в акте сверки. Впрочем, это не первый случай, когда штрафы за несвоевременную уплату налога начисляются после погашения плательщиком недоплаты по такому налогу. Начисление пени им даже удобнее – ведь день погашения недоплаты считается последним днем начисления пени, и именно тогда определяется ее окончательный размер по данному долгу. Следует учитывать и еще один момент. Суммы, уплачиваемые плательщик ЕН, сначала зачислялись в счет погашения основного долга (суммы единого налога), а далее - в счет пени и штрафов.

Таким образом, мы придерживаемся мнения, что с налоговыми органами следует делать только письменную сверку и только после осуществления последнего текущего платежа и отражения его в учете ГНИ. Иначе не исключено, что после погашения ранее начисленных штрафов и пени, далее появится новый  налоговый долг с пеней и штрафом. При этом, стоит учитывать, что сроки давности по налоговым обязательствам и штрафным санкциям (пени) составляет 1095 дней (ст. 102 НКУ). И применяться такой срок давности будет отдельно по каждой возникшей недоплате, по каждому штрафу и пене.

Что касается действий налоговых органов, то НКУ не содержит сроков или порядка для принятия налоговых уведомлений-решений по штрафам и пени без проведения документальных или камеральных проверок. То есть, налоговые органы не обязаны выставлять решения о начисленых штрафах и пени по каждому налоговому периоду или в зависимости от полноты расчетов с бюджетом за результатами налогового периода.

Найкращі консультації – тепер у Telegram та Viber!

Читайте відповіді «Дебету-Кредиту» на найцікавіші та найактуальніші запитання у популярних месенджерах!

Доступ до цього матеріалу можливий лише для зареєстрованих користувачів. Якщо ви вже зареєстровані на нашому сайті — будь ласка, авторизуйтесь.

Або зареєструйтесь , прямо зараз, це не вимагає ваших персональних даних і займе не більше однієї хвилини.

Зареєструватись

Автор: Канарьова Наталія

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Спрощена система/Юрособи на єдиному податку

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Юрособи на єдиному податку»

  • Оподаткування коштів інвесторів при переході з єдиного податку
    ТОВ - платник ЄП без ПДВ залучає кошти фізосіб-інвесторів для будівництва житла шляхом укладення договорів купівлі-продажу майнових прав. Отримання коштів відбувається під час перебування на спрощеній системі, а укладення договорів купівлі-продажу та передача нерухомості — після переходу на загальну систему (статус платника податку на прибуток). Виникає питання щодо подвійного оподаткування таких операцій та їх відображення у звітності
    18.08.202511
  • Земельний податок при оренді паю в учасника бойових дій
    Юрособа, платник ЄП ІІІ групи за ставкою 5%, орендує земельний пай площею 2 га у фізособи, яка має статус учасника бойових дій. Договір оренди зареєстровано у Держреєстрі речових прав. Хто у такому випадку повинен сплачувати земельний податок за цю ділянку, враховуючи, що учасники бойових дій мають пільгу щодо сплати цього податку?
    06.08.202545
  • Визначення 2 послідовних кварталів для переходу ЮО – "єдинника" ІІІ групи на сплату інших податків і зборів
    Відлік 2 послідовних кварталів з метою переходу ЮО – платника ЄП ІІІ групи на сплату інших податків, якщо в середині кварталу виник податковий борг, починається з 1 числа місяця наступного за кварталом, в якому виник борг
    30.07.202519
  • Розрухунок ЄП групи IV при оренді землі з травня 2025 року
    Як правильно розрахувати суму єдиного податку для платника IV групи та відобразити її в графах 6, 7, 8, 9, 10 розрахункової частини уточнюючої декларації, якщо земельна ділянка площею 2,178 га з нормативною грошовою оцінкою (НГО) 37448,58 грн/га, ставка податку 0,95% перебуває в оренді з 1 травня (8 місяців на рік)?
    15.07.202533
  • Повернення коштів юрособі - "єдиннику" ІІІ групи: що з оподаткуванням?
    ТОВ на єдиному податку (ІІІ група, 5%) отримало назад кошти, раніше сплачені за інтернет-послуги, через розірвання договору. Чи потрібно включати цю суму до складу оподатковуваного доходу та нараховувати на неї єдиний податок і військовий збір?
    15.07.202556