• Посилання скопійовано

Проведение инвентаризации при налоговой проверке

Обязано ли предприятие при проведении инвентаризации ТМЦ, которая проводится в процессе налоговой проверки по требованию органа ГНС (подпункт 20.1.5 НК), допускать представителей налогового органа для контроля процесса инвентаризации?

Право органов ГНС требовать проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, в том числе снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных средств, предусмотрено пп. 20.1.5 ст. 20 Налогового кодекса Украины.

До принятия НК такое право органов ГНС было предусмотрено п. 15 ч. 1 ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине». Содержание нормы в НК практически не отличается от вышеуказанной нормы Закона (кроме последствий отказа от проведения инвентаризации) и не наделяет налоговые органы дополнительными полномочиями, в том числе правом принимать участие или присутствовать при проведении инвентаризации.

Следует сказать, что у налогового органа появилось право доступа на территорию помещений (кроме жилья граждан), которое используется для ведения хозяйственной деятельности, во время проведения проверок (пп. 20.1.11 НК), но это право никак не связано с участием налоговиков в инвентаризации. То есть, по нашему мнению, налогоплательщик не обязан проводить инвентаризацию именно в то время, когда представители налогового органа находятся на территории предприятия, складов, других помещений  


 

Приказом Минфина №1116 от 08.09.2011 г. внесены изменения в Инструкцию по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов (утверждена приказом Минфина от 11.08.1994 г. №69). Указанными изменениями подпункт 11.1 пункта 11 Инструкции дополнен новым абзацем такого содержания: « В случае проведения инвентаризации по судебному решению или на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации, должностные лица соответствующего органа (с их согласия) могут присутствовать при поведении инвентаризации ».

Таким образом, правовая позиция органов ГНС относительно возможности контролировать процесс инвентаризации несколько усилилась в последнее время. Тем не менее, мы остаемся при своем мнении и считаем, что налогоплательщик вправе отказать представителям налоговой инспекции в участии при проведении инвентаризации. При этом можно ссылаться на ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, ведь Налоговым кодексом не предусмотрено право налоговиков принимать участие в инвентаризации. Инструкция Минфина, в которой такая возможность упоминается, является подзаконным нормативно-правовым актом, тем более что Инструкцией не детализирована процедура и способы участия представителей налоговой в инвентаризации, не конкретизированы их права.

 

Татьяна Донец

 

Найкращі консультації – тепер у Telegram та Viber!

Читайте відповіді «Дебету-Кредиту» на найцікавіші та найактуальніші запитання у популярних месенджерах!

Доступ до цього матеріалу можливий лише для зареєстрованих користувачів. Якщо ви вже зареєстровані на нашому сайті — будь ласка, авторизуйтесь.

Або зареєструйтесь , прямо зараз, це не вимагає ваших персональних даних і займе не більше однієї хвилини.

Зареєструватись

Джерело: Киевский центр поддержки и развития бизнеса

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Контролюючі органи і перевірки»

  • Списання сировини за середніми нормами: як обґрунтувати перед ДПС?
    Підприємство виготовляє продукцію, яка відрізняється вагою через застосування різних матеріалів, які мають різну плотність.Тому норми витрат сировини розраховано за середнім і списували сировину за нормами. Під час перевірки ДПС хоче порівняти фактичну вагу з нормою за попередні роки, цієї продукції на складі немає, а підприємство не вело підрахунок фактичної ваги, оскільки це фізично неможливо через змішування матеріалів. Як тепер обґрунтувати це перед ДПС?
    28.04.2025631
  • Чи діє мораторій на проведення податкових перевірок у період дії ВС з 01.01.2025 року?
    Мораторій діє на документальні перевірки платників, податковою адресою яких є ТОТ та на проведення фактичних перевірок за місцезнаходженням об’єктів оподаткування чи об’єктів, пов’язаних з оподаткуванням, які розташовані ТОТ
    27.03.202518
  • Порядок проведення камеральної перевірки податкової декларації або уточнюючого розрахунку
    Камеральні перевірки податкових декларацій або уточнюючих розрахунків проводяться ДПС протягом 30 календарних днів, що настають за останнім днем граничного строку їх подання, а якщо такі документи були надані пізніше, – за днем їх фактичного подання
    24.03.2025367
  • Які строки проведення планових перевірок та нарахування штрафів діють у 2025 році?
    На підприємстві пройшла планова виїзна документальна перевірка за період 01.07.2019 р. до 30.06.2024 р. У квітні 2020 р. знайшли порушення, зняли податковий кредит в розмірі 273600 грн і нарахували штрафні санкції 25% 68400 грн. За який період податкова має право проводити комплексні перевірки? Чи мали право зняти податковий кредит за квітень 2020 р.? Який термін нарахування штрафних санкцій – 1095 днів чи більше?
    18.02.20252 936
  • Оформлення результату робіт з гіг-спеціалістом
    Чи буде податкова при перевірках вимагати первинний документ - акт між компанією і гіг-спеціалістом, оскільки Мінцифри це не регулює і профільним Законом №1667 не передбачено, але і не заборонено?
    23.11.2023753