• Посилання скопійовано

Права органов ГНС в Налоговом кодексе

Одним из существенных нововведений Налогового кодекса считается расширение прав налоговых органов. Статья 20 НК, посвященная правам органов ГНС, предусматривает почти в два раза больше прав налоговых органов, чем утратившая силу статья 11 Закона «О государственной налоговой службе в Украине». Какие же новые права закреплены за налоговиками?

Во-первых, восстановлено право налоговых органов затребовать информацию и документы у налогоплательщиков вне процедуры налоговых проверок.

В соответствии с пп. 20.1.6 НК органы государственной налоговой службы имеют право для осуществления функций, предусмотренных налоговым законодательством, получать безвозмездно от налогоплательщиков в порядке, определенном Кодексом, информацию, справки, копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, получаемых доходах, расходах налогоплательщиков и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, соблюдением требований другого законодательства, осуществление контроля над которым возложено на органы ГНС, а также финансовую и статистическую отчетность.

 

Несмотря на то, что в утратившей силу ст. 11 Закона «О государственной налоговой службе в Украине» начиная с 2005 года отсутствовало право органов ГНС затребовать от налогоплательщика информацию и копии документов вне процедуры контроля (налоговой проверки), налоговики все эти неполные шесть лет продолжали незаконно направлять субъектам хозяйствования письменные запросы о предоставлении информации и копий документов. Нередко налогоплательщики отказывали органам ГНС в удовлетворении такого запроса, несмотря на содержавшиеся в запросах предупреждения о внеплановых проверках в случае отказа. Теперь, после вступления в силу Налогового кодекса, субъектам хозяйствования в большинстве случаев придется удовлетворять требования налоговых органов о предоставлении информации и документов о финансово-хозяйственной деятельности и взаимоотношениях с контрагентами.


 

Во-вторых, Налоговый кодекс предоставляет органам ГНС право доступа при проведении проверок к территориям, помещениям (кроме жилья граждан) и другому имуществу, которое используется для осуществления хозяйственной деятельности, и/или является объектом налогообложения или используется для получения доходов (прибыли) или связаны с другими объектами налогообложения и/или могут быть источником погашения налогового долга.

Законодательство, которое действовало до 2011 года, не предусматривало за органами ГНС права доступа к помещениям и объектам. Тем не менее, налоговики, пользуясь незнанием должностных лиц субъектов хозяйствования, нередко добивались доступа на склады и другие объекты в процессе инвентаризации, проводимой субъектом хозяйствования по требованию органа ГНС в ходе проверки.

За отказ в допуске работников налогового органа в помещения и к другому имуществу субъекта хозяйствования к нему будут применяться санкции, предусмотренные Налоговым кодексом. Так, в соответствии с пп. 20.1.15 НК в случае недопуска должностных лиц органов ГНС к обследованию территорий и помещений налоговики смогут обратиться в суд с требованием о приостановлении расходных операций налогоплательщика на его банковских счетах (кроме операций по выдаче зарплаты, уплате налогов, сборов, единого социального взноса и еще некоторых платежей). Причем такая санкция может применяться к налогоплательщикам только с 1 января 2015 года (абз.2 п. 1 Заключительных положений Налогового кодекса Украины).

В-третьих, Налоговым кодексом ( пп. 20.1.9) предусмотрено право органов ГНС проводить контрольные расчетные операции, которые в обиходе именуются контрольными закупками. Действовавшее ранее законодательство такого права налоговых органов не предусматривало. Тем не менее, на практике налоговики проводили контрольные закупки.

Контрольные расчетные операции направлены на проверку соблюдения субъектом хозяйствования порядка проведения расчетов в наличной валюте, а также соблюдения законодательства о применении регистраторов расчетных операций (кассовых аппаратов). Контрольные расчетные операции проводятся до начала проверки.

В-четвертых, НК наделяет налоговиков правом обращаться в суд с заявлением об изъятии оригиналов первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов в случаях, предусмотренных Кодексом. До сих пор налоговики могли претендовать только на получение копий документов налогоплательщика, а изъятие (выемка) оригиналов документов оставались прерогативой налоговой милиции.  

Проанализированные права налоговых органов далеко не исчерпывают всего комплекса их. Как уже было сказано, полный перечень прав органов ГНС приведен в ст. 20 Налогового кодекса.

Найкращі консультації – тепер у Telegram та Viber!

Читайте відповіді «Дебету-Кредиту» на найцікавіші та найактуальніші запитання у популярних месенджерах!

Доступ до цього матеріалу можливий лише для зареєстрованих користувачів. Якщо ви вже зареєстровані на нашому сайті — будь ласка, авторизуйтесь.

Або зареєструйтесь , прямо зараз, це не вимагає ваших персональних даних і займе не більше однієї хвилини.

Зареєструватись

Автор: Гарный Дмитрий

Джерело: Киевский центр поддержки и развития бизнеса

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Контролюючі органи і перевірки»

  • Списання сировини за середніми нормами: як обґрунтувати перед ДПС?
    Підприємство виготовляє продукцію, яка відрізняється вагою через застосування різних матеріалів, які мають різну плотність.Тому норми витрат сировини розраховано за середнім і списували сировину за нормами. Під час перевірки ДПС хоче порівняти фактичну вагу з нормою за попередні роки, цієї продукції на складі немає, а підприємство не вело підрахунок фактичної ваги, оскільки це фізично неможливо через змішування матеріалів. Як тепер обґрунтувати це перед ДПС?
    28.04.2025631
  • Чи діє мораторій на проведення податкових перевірок у період дії ВС з 01.01.2025 року?
    Мораторій діє на документальні перевірки платників, податковою адресою яких є ТОТ та на проведення фактичних перевірок за місцезнаходженням об’єктів оподаткування чи об’єктів, пов’язаних з оподаткуванням, які розташовані ТОТ
    27.03.202518
  • Порядок проведення камеральної перевірки податкової декларації або уточнюючого розрахунку
    Камеральні перевірки податкових декларацій або уточнюючих розрахунків проводяться ДПС протягом 30 календарних днів, що настають за останнім днем граничного строку їх подання, а якщо такі документи були надані пізніше, – за днем їх фактичного подання
    24.03.2025367
  • Які строки проведення планових перевірок та нарахування штрафів діють у 2025 році?
    На підприємстві пройшла планова виїзна документальна перевірка за період 01.07.2019 р. до 30.06.2024 р. У квітні 2020 р. знайшли порушення, зняли податковий кредит в розмірі 273600 грн і нарахували штрафні санкції 25% 68400 грн. За який період податкова має право проводити комплексні перевірки? Чи мали право зняти податковий кредит за квітень 2020 р.? Який термін нарахування штрафних санкцій – 1095 днів чи більше?
    18.02.20252 936
  • Оформлення результату робіт з гіг-спеціалістом
    Чи буде податкова при перевірках вимагати первинний документ - акт між компанією і гіг-спеціалістом, оскільки Мінцифри це не регулює і профільним Законом №1667 не передбачено, але і не заборонено?
    23.11.2023753