Вопрос: Основной вид деятельности предприятия – сдача в аренду собственных нежилых помещений. Помещения находятся на земле, за которую ежемесячно оплачивается арендная плата. Как учитывать расходы на аренду земли, если часть помещений сдаются в аренду, а часть – нет. Кроме того, на территории есть стоянка и частью земли пользуются все арендаторы? Корректно ли отражать всю сумму расходов за аренду земли на 949 счете?
Ответ:
Согласно Закона Украины «Об аренде земли» (далее Закон об аренде) арендная плата за землю - это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по согласию сторон в договоре аренды (кроме арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, порядок и размер уплаты которой устанавливается Налоговым Кодексом Украины и другими нормативно-законодательными актами).
Арендная плата за землю относится в состав расходов в бухгалтерском учете, так как выполняются критерии признания расходов согласно Положения (стандарта) бухгалтерского учета 16 «Расходы» (далее П(С)БО 16), а именно изменения, которые приводят к уменьшению собственного капитала, и оценка может быть достоверно оценена.
Использовать счет 949 «Прочие расходы операционной деятельности» для отображения всей суммы арендной платы за землю в данном случае является не корректным, так как необходимо распределять расходы по счетам учета согласно их экономической сути, используя классификацию расходов согласно П(С)БО 16.
Таким образом, у предприятия возникнут несколько групп расходов исходя их экономического назначения каждой группы, а именно:
- административные расходы – часть арендной платы за землю, на которой находятся здания, которые используется в административных целях компании-арендодателя. Учет таких расходов ведется на счете 92 «Административные расходы»;
- общепроизводственные расходы, если речь идет о земельных участках, на которых находятся здания, которые сдаются предприятием в аренду (согласно п. 15 П(С)БО 16, расходы на аренду относятся в состав общепроизводственных расходов). Учет таких расходов ведется на счете 91 «Общепроизводственные расходы»;
- прочие операционные расходы – расходы на аренду земли, на которых находятся здания, которые простаивают и не сдаются в аренду. Вот здесь как раз уместно использование субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности».
Таким образом, сумму арендной платы за землю необходимо распределить пропорционально площадям зданий, к которым она относится (согласно данных по договору аренды земли и Земельного кадастра), исходя из ее использования.
Пример
Например, сумма арендной платы за землю составляет 1000 грн в месяц. Здание площадью 100 кв. м распределено таким образом 10 кв. м – бухгалтерия, 20 кв. м – временно не сдаются в аренду (пустуют), 70 кв. м сдаются в аренду.
Отображение данной операции на счетах учета, будет проведено таким образом:
- счет 92 «Административные расходы» - 100 грн (1000/100*10)
- счет 91 «Общепроизводственные расходы» - 700 грн (1000/100*70)
- счет 949 «Прочие расходы операционной деятельности» - 200 грн (1000/100*20)
Кроме того, у предприятия имеется стоянка, которой пользуются все арендаторы и которая находится на земельном участке, за который также уплачивается арендная плата. Поскольку данная стоянка может использоваться административным персоналом самой компании-арендодателя, гостями и прочими пользователями, определить точную экономическую суть расходов нет возможности, и распределить сумму арендной платы по видам деятельности предприятия также не предоставляется возможным. Таким образом, сумму арендной платы за землю, которая относится к стоянке, с нашей точки зрения, целесообразно отнести к прочим операционным расходам согласно п. 20 П(С)БО 16 и учитывать в бухгалтерском учете на счете 949 «Прочие расходы операционной деятельности».
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити