Прямой нормы НКУ, которая позволяла бы включать расходы на перевозку работников до места работы, нет (не считая расходов на проезд работников во время командировки, возможность отнесения которых в состав налоговых расходов предусмотрена пп. 140.1.7 НКУ). Если бы такая норма была, опираясь на нее можно было бы утверждать, что раз такие расходы включаются в состав налоговых расходов, значит, они связаны с хозяйственной деятельностью предприятия (ведь по п. 139.1.1 НКУ расходы, которые не связаны с хоздеятельностью, в состав налоговых расходов не включаются).
А если бы была доказана связь с хозяйственной деятельностью, и если предприятие использует такие расходы (на оплату услуг по перевозке работников) для осуществления облагаемой НДС деятельности, то предприятие-плательщик НДС имело бы право на налоговый кредит по НДС.
Проблема лишь в том, что, как указано выше, прямой нормы, позволяющей отнести расходы на транспортировку работников до места работы и обратно, в НКУ нет. Впрочем, нет и прямого запрета на признание таких налоговых расходов. А это значит, что предприятие может самостоятельно решить, подпадает ли перевозка тех или иных работников операцией, которая соответствует определению понятия «хозяйственная деятельность», приведенному в пп. 14.1.36 НКУ: «деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и / или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода, которая осуществляется таким лицом самостоятельно и / или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, которое действует в интересах первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам». Или же обратиться в орган ГНИ по месту учета за индивидуальной налоговой консультацией по данному вопросу (в соответствии со ст. 52-53 НКУ).
На сайте же ГФСУ в «Базе знаний» по данному вопросу содержится следующая консультация:
«Расходы на перевозку к месту работы работников автотранспортом могут включаться в состав расходов плательщика налога, учитываются для определения объекта налогообложения, при условии, что необходимость таких перевозок предусмотрена коллективным и трудовым договорами и наличия документов, подтверждающих связь такой перевозки рабочих с хозяйственной деятельностью налогоплательщика.
Учитывая то, что в коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности режима работы, условий труда (ст. 7 Закона Украины от 1 июля 1993 года N 3356-XII "О коллективных договорах и соглашениях"), перевозка к месту работы работников служебным автотранспортом налогоплательщика должна быть установлена коллективным договором. То есть, если перевозку работников к месту работы осуществляется служебным автотранспортом налогоплательщика, то подтверждающими документами должны быть соответствующий приказ руководства предприятия, путевые листы и т.д.
Если перевозка работников к месту работы осуществляется посторонним лицом - перевозчиком на основании договора о предоставлении таких услуг, то подтверждающими документами о предоставлении услуг по перевозке работников к месту работы должны быть договор о предоставлении услуг по перевозке, акт приема-передачи услуг или любой другой документ, подтверждающий фактическое предоставление услуг».
Как видим, в целом налоговики не возражают против отнесения таких расходов в состав налоговых расходов и даже указывают, какими документами, по их мнению, можно подтвердить осуществление таких расходов и их связь с хозяйственной деятельностью. Правда, не указывают, в состав каких именно налоговых расходов можно отнести такие расходы – это и понятно, ведь сослаться на прямую норму НКУ в данном случае они не могли. По нашему мнению, расходы на транспортировку работников распределяются по видам налоговых расходов по тому же принципу, что и расходы на оплату их труда – в зависимости от того, в какой именно сфере хозяйственной деятельности предприятия заняты перевозимые работники. Например, если речь идет о руководителях и служащих административного аппарата управления предприятия, то расходы на их перевозку, по нашему мнению, должны относиться в состав административных расходов. Ну, а если речь идет о транспортировке работников, которые не заняты в хоздеятельности предприятия, то и признавать налоговыми расходы на такую перевозку, не стоит (не смотря на лояльность разъяснений ГФСУ).