Анализируя положения норм действующего до 1 апреля 2011 года Закона о прибыли и действующего с 1 апреля 2011 года раздела III НКУ, можно сделать вывод, что предоставлять финансовую помощь могут не только кредитно-финансовые учреждения, но и лица, не имеющие такого статуса (п. 1 распоряжения Госфинуслуг от 31.03.2006 г. №5555, письма Госфинуслуг от 18.05.2007 г. №5600/11-11 и от 26.07.2006 г. №644/11-3, письмо ГНАУ от 28.07.2006 г. №8249/6/15-0516).
Как правило, такая помощь предоставляется на основании договора займа (ст. 1046 ГКУ) (письмо Госфинуслуг от 14.03.2008 г. №2944/11-11), заключаемого между субъектами хозяйствования (или одной из сторон может выступать физическое лицо). И если такой договор заключается на сумму свыше 170 гривень — заключать его нужно в письменной форме (ч. 1 ст. 1047 ГКУ).
Законодательство не требует нотариального удостоверения договора займа (причем независимо от срока и суммы займа). Однако по договоренности сторон или по требованию одной из них договор должен быть нотариально удостоверен. Самое главное, чтобы такой договор предусматривал беспроцентный и возвратный заем.
Нормы НКУ содержат определение финансовой помощи (пп. 14.1.257 НКУ) — это помощь, предоставленная на безвозвратной или возвратной основе. Под возвратной финпомощью понимается сумма денежных средств, которая поступила налогоплательщику в пользование по договору, не предусматривающему начисление процентов или предоставление иных видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательной к возврату (следует отметить, что определение возвратной финпомощи, данное пп. 1.22.2 Закона о прибыли, — аналогичное).
Возвратная финпомощь была получена предприятием от учредителя-физлица во время действия Закона о прибыли. И подлежала налогообложению согласно нормам этого Закона. А именно, если такая финпомощь (или ее часть), полученная в текущем налоговом периоде, возвращается ее получателем до конца такого отчетного периода, получатель финпомощи не включает ее сумму (или ее часть) ни в свои валовые доходы (далее — ВД) при получении, ни в валовые расходы (далее — ВР) при возврате (пп. 4.1.6 Закона о прибыли). Налоговые последствия по налогу на прибыль возникают у получателя в случае, когда возвратная финпомощь (или ее часть) остается не возвращенной на конец отчетного периода. И эти последствия зависят, от кого такая помощь была получена — от плательщика или неплательщика налога на прибыль на общих основаниях. В нашем случае заимодатель — физическое лицо, т. е. неплательщик налога на прибыль. И в этом случае предприятие — получатель финпомощи должно было включить сумму не возвращенной на конец отчетного периода (I квартала) финпомощи в свои ВД.
С 1 апреля вступили в силу нормы раздела III НКУ, и согласно пп. 135.5.5 НКУ предприятие включает по статье «Прочие доходы» суммы возвратной финпомощи, полученные в отчетном налоговом периоде, которые остаются не возвращенными на конец такого отчетного периода, от лиц, не являющихся плательщиками этого налога (в том числе нерезидентов), либо лиц, согласно НКУ имеющих льготы по этому налогу (в т. ч. право применять ставки налога ниже установленных п. 151.1 НКУ). Если в будущих отчетных налоговых периодах налогоплательщик возвращает такую финпомощь (ее часть) предоставившему ее лицу, то он увеличивает на сумму такой возвратной финпомощи (ее части) сумму расходов по итогам отчетного налогового периода, в котором произошел такой возврат.
Положения пп. 135.5.5 НКУ не распространяются на суммы возвратной финансовой помощи, полученной от учредителя/участника (в том числе нерезидента) такого налогоплательщика, в случае ее возврата не позднее 365 календарных дней со дня ее получения. Данные нормы начинают действовать с 1 апреля 2011 года. Переходных положений, касающихся сумм возвратной финансовой помощи, полученной от учредителя, нет. Поэтому если буквально читать нормы НКУ, то можно посоветовать осторожным плательщикам возвратить такую помощь учредителю позже 365 днейс момента ее получения, тогда следуя нормам пп. 135.5.5 НКУ можно объяснить отражение расходов. Смелым налогоплательщикам можно не дожидаться 365-дневного периода и при возврате финпомощи раньше отражать расходы, объясняя тем, что в I квартале были отражены доходы на такую сумму. Но будьте готовы к вопросам, которые могут возникнуть у проверяющих.
Пример Предприятие получило в I квартале 2011 года от своего учредителя — физического лица возвратный беспроцентный заем в сумме 50 тыс. гривень сроком на два года. И до конца отчетного периода его часть в размере 20 тыс. гривень не возвратило.
В декларации по прибыли за I квартал 2011 года сумма невозвращенного займа в размере 20 тыс. гривень отразится по строке 01.6. В период возврата — в сумме 20 тыс. гривень по строке 06.5 декларации, с расшифровкой в приложении «IВ» по строке 06.5.35 (см. таблицу).
Таблица
Отражение сумм финансовой помощи в учете
Получена финпомощь от учредителя на текущий счет предприятия | ||||||
Возвращена часть финпомощи учредителю через кассу предприятия | ||||||
Возвращена часть финпомощи учредителю через кассу предприятия | ||||||
* Эта сумма финпомощи не была возвращена на конец отчетного периода. ** Сумма возвратной финпомощи будет включена в расходы по статье «Прочие расходы». |
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити