Для ответа на заданный вопрос следует четко определить, что собой представляют визитные карточки.
Согласно общепринятому определению, визитная карточка — это традиционный носитель контактной информации о человеке или организации. В данном случае визитная карточка несет информацию о предприятии и его ответственных работниках, через которых предприятие вступает в контакт с другими участниками хозяйственных отношений. Как видим, никаких личных выгод работнику такая визитная карточка не дает.
Она способствует выполнению его обязанностей, предусмотренных трудовым договором, а пользу от использования визитных карточек работников извлекает только предприятие – в виде распространения контактной информации и налаживания контактов предприятия с другими участниками хозяйственных отношений. Никакой личной выгоды для работника такая визитная карточка не несет. Исходя из этого, такие визитные карточки нельзя считать дополнительным благом для работников. Более того, если предприятие не передает работникам в собственность визитные карточки, а всего лишь обязывает использовать их при контактах с другими участниками хозяйственной деятельности, то ни о каком доходе работников не может быть речи.
Более того, предприятие может приобретать или изготавливать корпоративные визитные карточки, которые не содержат имён и фамилий работников, а содержат только информацию о компании, сфере ее деятельности, перечне предоставляемых услуг, а также контактные данные. Такая карточка имеет рекламный характер и в основном используется на выставках, конференциях, съездах. Но, как и «именные» визитные карточки, корпоративные карточки тоже используются теми же работниками предприятия. Почему же в зависимости от наличия контактных данных сотрудников визитные карточки могут считаться доходом сотрудников, а могут и не считаться? По мнению автора, к обоим видам визитных карточек должен быть одинаковый подход при учете и налогообложении.
Что касается расходов предприятия – плательщика налога на прибыль, то такое предприятие имеет полное право включить стоимость визитных карточек в состав своих расходов в налоговом учете. Так, если приобретение и (или) изготовление визитных карточек (на которых указывается название и адрес налогоплательщика, а также контактные данные ответственного работника такого налогоплательщика) для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком, имеет непосредственное отношение к осуществлению хозяйственной деятельности данного плательщика, то расходы плательщика на указанные цели включаются в состав его расходов при условии соблюдения требований о наличии первичных документов. Мы считаем, что статью расходов для списания расходов на изготовление или приобретение визитных карточек нужно выбирать в зависимости от сферы деятельности сотрудников, которые ими пользуются. Например, расходы на визитные карточки сотрудников аппарата управления следует отнести в состав административных расходов согласно п. 138.10.2 НКУ, если же такие карточки используются для налаживания связей с покупателями и клиентами – то в состав расходов на сбыт (п. 138.10.3 НКУ), и т.д.
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити