Прежде всего, отметим, что учет основных средств, начиная с 01.01.2015 года, предприятия Украины должны производит в соответствии с национальными или международными ПСБУ, это же касается и сумм начисленной амортизации. Об этом прямо говорится в п. 138.3.1 НКУ.
В самом же тексте НКУ находим определение основных средств (п. 14.1.138), в соответствии с которым, к таким активам предприятия относятся материальные активы, в том числе запасы полезных ископаемых предоставленных в пользование участков недр (кроме стоимости земли, незавершенных капитальных инвестиций, автомобильных дорог общего пользования, библиотечных и архивных фондов, материальных активов, стоимость которых не превышает 2500 гривен, непроизводственных основных средств и нематериальных активов), которые назначаются налогоплательщиком для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика, стоимость которых превышает 2500 гривен и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию составляет более одного года (или операционный цикл, если он больше года).
Сразу хочется обратить Ваше внимание на словосочетание «материальные активы». В Вашем случае о материальности говорить не приходится, поэтому данный объект уже не соответствует критериям для определения основных средств в налоговом учете.
В национальном бухгалтерском учете хозяйственные операции с такими активами изложены в ПСБУ 7 «Основные средства». Так, согласно п. 6 ПСБУ 7 объект основных средств признается активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от его использования и стоимость его может быть достоверно определена. В Вашем случае, стоимость условного объекта основных средств Вы определить, безусловно, сможете, однако никаких экономических выгод это основное средство принести предприятию в будущем не сможет.
Поэтому, учитывая вышеизложенное считаем, что предприятие вправе принять самостоятельное решение о ликвидации такого основного средства.
Для этого руководитель предприятия издает приказ по предприятию, в котором указывает на то, что на балансе предприятия числится основное средство, которое согласно приказа об учетной политике предприятия, а так же нормам ПСБУ 7 не соответствует критериям, законодательно установленным для определения основных средств, поэтому не может считаться таковым, а, значит, подлежит списанию. На основании этого приказа бухгалтерия проводит ликвидацию объекта основных средств по всем существующим правилам.
Напомним, что согласно п.138.2 НКУ: «Финансовый результат до налогообложения уменьшается на сумму остаточной стоимости отдельного объекта основных средств или нематериальных активов, определенной с учетом положений настоящей статьи Кодекса, в случае ликвидации или продажи такого объекта». Поэтому в налоговом учете остаточную стоимость относим к расходам предприятия в периоде его ликвидации.
В бухгалтерском учете выбытие основных средств регулируется пунктами 33 и 34 ПСБУ 7, согласно которым: «Объект основных средств исключается из активов (списывается с баланса) в случае его выбытия в результате бесплатной передачи или несоответствия критериям признания активом. Финансовый результат от выбытия объектов основных средств определяется вычитанием из дохода от выбытия основных средств их остаточной стоимости, непрямых налогов и расходов, связанных с выбытием основных средств». Значит и в бухгалтерском учете Вы, вполне можете отнести к расходам остаточную стоимость такого основного средства.
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити