• Посилання скопійовано

Если на общую систему налогообложения перешел бывший «упрощенец», как отразить переходные операции?

Если на общую систему налогообложения перешел бывший «упрощенец», как отразить переходные операции?

Рассмотрим на примерах,  как будут облагаться налогом операции предпринимателя, изменившего систему налогообложения, если одно из событий (получение аванса или отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуги)) произошло во время нахождения на упрощенной системе налогообложения.

 

Пример 1. Предприниматель в  I кв. — на упрощенной  системе налогообложения,  с  II кв. —  на общей. Оплата получена на упрощенной системе, товары отгружены (услуги оказаны, работы выполнены) на общей системе.

 

14 марта СПД-ФЛ Иванов получил аванс по договору поставки товара в сумме 10000 грн. 11 апреля отгрузил товар в полном объеме покупателю — ООО «Альфа».

Аванс 10000 грн. должен был быть включен в выручку I квартала и показан в Отчете плательщика единого налога за I квартал.

Факт отгрузки товара 11.04 не повлияет на налоговое обязательство по налогу на доходы физических лиц за II квартал, потому что по правилам п. 177.2 для общей системы налогообложения применяется «кассовый» метод начисления доходов1

Но изменение остатков товарных запасов, состоявшееся 11.04, должно найти свое отображение в Книге учета. Помним, что стоимость ТМЦ должна была быть отражена в составе товарных остатков по состоянию на 1 апреля. Однако показывать отгрузку в графе 6 нельзя, ведь графа 6 влияет на уменьшение налогооблагаемого дохода отчетного периода.

Можно порекомендовать:

или показать стоимость отгруженных товаров в графе 2 со знаком «-» как корректировку остатков запасов;

или показать выбытие товаров в графе 6, но не учитывать эту сумму при определении чистого дохода (при расчете суммы для графы 12). Также советуем такие действия зафиксировать в бухгалтерской справке в произвольной форме.

 

Пример 2. Предприниматель в I кв. — на упрощенной системе налогообложения, с II кв. — на общей. Товары отгружены (услуги оказаны, работы выполнены) на упрощенной системе, оплата получена на общей системе.

14 марта СПД-ФЛ Иванов отгрузил товар по договору поставки (стоимость приобретения 3000 грн.). Оплата от ООО «Альфа» получена 11 апреля в сумме 6000 грн.

Полученная от покупателя сумма 6000 грн. является выручкой, полученной на общей системе, несмотря на то, что отгрузка состоялась в I квартале. Однако предприниматель имеет полное право учесть в уменьшение дохода расходы, понесенные в связи с получением этого дохода, даже если они были оплачены за время нахождения на упрощенной системе. Главным здесь будет наличие документов, подтверждающих себестоимость отгруженного товара (документы об оплате, накладные и т. п.).2

 

Пример 3. Предприниматель в I кв. — на упрощенной системе налогообложения, со II кв. — на общей. Получена авансовая оплата (50% от общей суммы) и выполнены работы (подписан акт выполнения работ) на упрощенной системе, окончательный расчет по договору — оплата остальных 50% от общей суммы на общей системе.

 

14 марта СПД-ФЛ Иванов получил предоплату по договору о выполнении работ в размере 50% от оговоренной в договоре суммы (сумма договора 4600 грн.). Работы выполнены 29 марта, что подтверждается актом. Остальная оплата (50%) от заказчика ООО «Альфа» получена 11 апреля в сумме 2300 грн.

2300 грн., полученные 14 марта, СПД-ФЛ должен был включить в выручку I квартала, указанной в Отчете плательщика единого налога.

Факт выполнения работ, подписания акта не влияет на налоговый учет предпринимателя на ЕН. А 2300 грн., полученные 11 апреля, включаются в доход предпринимателя (графа 3 Книги учета). При этом, по нашему мнению, предприниматель имеет право (п. 138.4 НКУ, п. 7 подраздела 4 раздела ХХ НКУ) уменьшить этот доход на расходы, понесенные для получения  данного дохода (подтвержденные документально), в сумме, пропорциональной оплате, полученной на общей системе (50% расходов). Следовательно, если в целом на выполнение работ потрачено 1000 грн. (есть документальные подтверждения), то в кол. 10 Книги учета предприниматель имеет право записать 500 грн.

1Это подтверждается также п. 7 подраздела 4 раздела ХХ НКУ.

 

2 Это подтверждается также п. 7 подраздела 4 раздела ХХ НКУ.

Найкращі консультації – тепер у Telegram та Viber!

Читайте відповіді «Дебету-Кредиту» на найцікавіші та найактуальніші запитання у популярних месенджерах!

Доступ до цього матеріалу можливий лише для зареєстрованих користувачів. Якщо ви вже зареєстровані на нашому сайті — будь ласка, авторизуйтесь.

Або зареєструйтесь , прямо зараз, це не вимагає ваших персональних даних і займе не більше однієї хвилини.

Зареєструватись

Автор: Кондзелка Мар'яна

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Спрощена система/ФОП на загальній системі

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «ФОП на загальній системі»

  • Закриття кредиторської заборгованості перед ФОП, що припинив діяльність
    Підприємство на загальній системі має кредиторську заборгованість за послуги перед ФОП, який припинив свою діяльність. Акти наданих послуг та інші документи підписані. Як правильно закрити (погасити) цю заборгованість, якщо ФОП не може її отримати на свій підприємницький рахунок?
    29.09.2025147
  • Як рахувати мінімальний дохід "загальносистемника" з ліцензією з 01.10.2025 року?
    Згідно з ст. 42 Закону №3817, розмір загального місячного оподатковуваного доходу СГ, зареєстрованого як ФОП, що не має найманих працівників, який отримав ліцензію на право роздрібної торгівлі алкогольними напоями або на право роздрібної торгівлі сидром та перрі (без додавання спирту), або на право роздрібної торгівлі тютюновими виробами, або на право роздрібної торгівлі рідинами, що використовуються в електронних сигаретах, або на право роздрібної торгівлі пальним, має становити не менше 2 розмірів МЗП, встановленої законом на 1 січня звітного (податкового) року. Це мається на увазі чистий дохід на місяць - 2 МЗП (16000 грн в 2025 р.) з якого потрібно сплатити ПДФО, ВЗ та ЄСВ?
    22.09.20251 0494
  • Чи можуть податківці під час перевірки ФОП збільшити витрати замість знятих?
    ФОПу–загальносистемнику під час перевірки зняли із витрат суму амортизації ОЗ, придбаного в лізинг. Водночас, податківці зазначили (в усній формі), що ФОП мав включати до витрат не амортизацію, а лізингові платежі. Якщо це так, то чи мають податківці включити до витрат суму лізингових платежів (5000 грн) замість знятої амортизації (1700 грн)?
    17.09.202556
  • ФОП – «загальносистемник» придбав ОЗ в лізинг: що включати до витрат?
    ФОП на загальній системі придбав ОЗ в лізинг для ведення госпдіяльності. Яку суму такий ФОП може включати до витрат – лізингові платежі чи амортизацію? Якщо амортизацію, то коли її нараховувати, адже право власності переходить до ФОП лише після повної оплати?
    17.09.202525
  • Визначення дати отримання доходу ФОПа - "загальника" оподаткування при розрахунках картою
    Якщо з ФОП на загальній системі розраховувалися через оплату картою в магазині або в інтернет – магазині з видачею фіскального чеку, то доходом для цілей оподаткування ПДФО є вся сума виручки, включаючи комісію банку
    25.07.202539