Головна Усі консультації Спрощена система Юрособи на єдиному податку

Несвоевременная уплата единого налога из зоны АТО: ответственность

Предприниматель-единщик ІІ группы, зарегистрированный в г. Краматорске, при проведении АТО не платил единый налог. В январе 2015 г. сверился с ДФС и погасил задолженность. Теперь выяснилось, что начислен штраф и пеня, но налоговые уведомления не приходили. Что делать предпринимателю?

Вопрос: Предприниматель-единщик ІІ группы, который зарегистрирован в г. Краматорске, во время проведения АТО (с апреля по июль 2014) не платил единый налог. В январе 2015 г. сверился (по телефону) с ДФС и погасил задолженность. Теперь случайно выяснилось (при обращения в ДФС за справкой о доходах за 2015 г.), что начислен штраф и пеня, но налоговые уведомления налогоплательщик не получал. Действует ли мораторий в данной ситуации? Какой Закон или разъяснения фискальных органов можно применить, чтобы оспорить начисление штрафные санкции? Есть ли судебная практика? Как себя вести в этой ситуации предпринимателю? Существует ли исковая давность для предъявления штрафов?

Ответ

Следует учитывать, что ранее налоговики давали следующие разъяснения  по поводу уплаты налогов плательщиками, зарегистрированными в зоне проведения АТО (в частности, в «Общедоступном информационном ресурсе» на сайте ГФСУ). Так, налогоплательщики Донецкой области имели право уплачивать денежные обязательства на счета, открытые в других территориально-административных единицах области.

Также, у некоторых предпринимателей из зоны АТО была возможность несвоевременно уплатить налоги, а то и вовсе не уплатить.

Такие ФЛП имеют право на отсрочку (рассрочку) этих обязательств (налогового долга). Перечень обстоятельств, которые служат основанием для отсрочки, и доказательств существования этих обстоятельств приведён в Постановлении КМУ № 1235.

Налоговый долг, который возник из-за обстоятельств непреодолимой силы, мог быть списан как безнадёжный. Для этого нужно было обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган по месту учёта такого долга или месту учёта плательщика. В заявлении нужно было указать суммы налогов и сборов, которые подлежат списанию. Порядок списания безнадёжного налогового долга налогоплательщиков утверждён Приказом Миндоходов № 577.

Однако, по условиям вопроса, предприниматель сверился с фискальными органами по расчетам с бюджетом как плательщика ЕН по состоянию на январь 2015 года и погасил задолженность, не оформляя отсрочку или рассрочку. При этом, даже при условии погашения задолженности, сама сверка очевидно, касалась именно периода апрель-июль 2014 года.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 87.9 НКУ в случае наличия у налогоплательщика налогового долга контролирующие органы обязаны зачислить средства, уплачиваемые таким налогоплательщик, в счет погашения налогового долга согласно очередности его возникновения независимо от направления уплаты, определенного налогоплательщиком. В таком же порядке происходит зачисление средств, которые поступят в счет погашения налогового долга налогоплательщика в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса или по решению суда в случаях, предусмотренных законом.

То есть, в результате возникла ситуация, когда плательщик ЕН платил суммы налога, начиная с августа 2015 года, которые шли в счет погашения налогового долга за период апрель-июль 2015 года. При этом, начислялась и пеня, и штраф. О чем, безусловно, налоговики должны были указать в акте сверки. Впрочем, это не первый случай, когда штрафы за несвоевременную уплату налога начисляются после погашения плательщиком недоплаты по такому налогу. Начисление пени им даже удобнее – ведь день погашения недоплаты считается последним днем начисления пени, и именно тогда определяется ее окончательный размер по данному долгу. Следует учитывать и еще один момент. Суммы, уплачиваемые плательщик ЕН, сначала зачислялись в счет погашения основного долга (суммы единого налога), а далее - в счет пени и штрафов.

Таким образом, мы придерживаемся мнения, что с налоговыми органами следует делать только письменную сверку и только после осуществления последнего текущего платежа и отражения его в учете ГНИ. Иначе не исключено, что после погашения ранее начисленных штрафов и пени, далее появится новый  налоговый долг с пеней и штрафом. При этом, стоит учитывать, что сроки давности по налоговым обязательствам и штрафным санкциям (пени) составляет 1095 дней (ст. 102 НКУ). И применяться такой срок давности будет отдельно по каждой возникшей недоплате, по каждому штрафу и пене.

Что касается действий налоговых органов, то НКУ не содержит сроков или порядка для принятия налоговых уведомлений-решений по штрафам и пени без проведения документальных или камеральных проверок. То есть, налоговые органы не обязаны выставлять решения о начисленых штрафах и пени по каждому налоговому периоду или в зависимости от полноты расчетов с бюджетом за результатами налогового периода.

Доступ до повного тексту матеріалу можливий лише для зареєстрованих користувачів. Якщо Ви вже зареєстровані на нашому сайті - будь ласка, авторизуйтесь.

Якщо поки що ні - зареєструйтесь прямо зараз: це просто, не вимагає Ваших персональних даних і займе не більше однієї хвилини.

Що ще дає реєстрація?

Автор:
Канарьова Наталія
Джерело
«Дебет-Кредит»
Рубрика:
Спрощена система / Юрособи на єдиному податку
Теги:
Єдиний податок , Пеня , Штрафи , АТО

Коментарі: 0

Новини по темі

Консультації по темі