Вопрос: При необходимости работник может в течение года оформить неоплачиваемый отпуск по нескольким основаниям. Например, если работнику, который вступал в брак, был предоставлен отпуск без сохранения зарплаты на 15 календарных дней, это не лишает его права на получение отпуска по семейным обстоятельствам согласно ст. 26 Закона, или по другим основаниям, предусмотренным ст. 25 Закона. Может ли предприятие 2 раз в год оформить отпуск за свой счет (по желанию сотрудника личным обстоятельствам и доп. по соглашению от предприятия)? Если такое событие будет иметь место, то кто проверяет и какие штрафы при оформлении 2-х раз отпуска за год бех сохранения ЗП?
Ответ: Предоставление работнику отпуска за свой счет по нескольким разным основаниям, перечисленным в ст. 25 и ст. 26 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 №504/96-ВР, не является нарушением законодательства о труде. При этом необходимо придерживаться общей продолжительности таких отпусков, установленной в ст. 25 и ст. 26 указанного Закона. Кратность предоставления отпусков в течение года (предоставляются ли все дни отпуска за один раз или за несколько раз) не имеет значения.
Проводить проверки работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства могут ГФСУ и Государственная инспекция Украины по вопросам труда, действующая на основании Положения о Государственной инспекции Украины по вопросам труда, утвержденное Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. №386/2011 (далее – Гоструда), а также их территориальные органы.
Однако вопросы предоставления отпусков не входят в сферу контроля ГФСУ. Среди функций ГФСУ, перечисленных в ст. 19-1 НКУ, нет такой функции, как проверка соблюдения трудового законодательства, в частности, правильности предоставления отпусков. Также нет у ГФСУ и соответствующих прав – см. ст. 20 НКУ. Единственный аспект трудовых отношений, который могут проверять налоговики – это соблюдение законодательства о заключении трудовых договоров и оформления трудовых отношений с работниками. Проще говоря, налоговиков должны интересовать только вопросы оформления приема работников на работу, и больше ничего. Такие полномочия даны им при проведении плановой или внеплановой документальной проверки (пп. 75.1.2 НКУ), а также при проведении фактической проверки (пп. 75.1.3 НКУ).
Что касается Гоструда, то это именно тот контролирующий орган, который и призван контролировать все аспекты трудовых отношений, в том числе и предоставление отпусков в соответствии с пп. 1 п. 4 Положения №386.
28.12.2014 г. были приняты два закона, которые содержат нормы об ограничении количества проверок субъектов хозяйствования. Так, запрещены проверки без разрешения КМУ или без заявки самого субъекта хозяйствования:
- в январе - июне 2015 г. предприятий, учреждений и организаций, физлиц - предпринимателей (кроме проверок ГФСУ и Госфининспекции) согласно п. 8 раздела ІІІ Закона Украины "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины" от 28.12.2014 №76-VIII;
- в течение 2015 - 2016 гг. предприятий, учреждений и организаций, физлиц - предпринимателей с объемом дохода до 20 млн. грн. за предыдущий календарный год (п. 3 раздела ІІ Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы" от 28.12.2014 N 71-VIII). Кроме заявления субъекта хозяйствования и разрешения КМУ, основанием для этих проверок может также послужить решение суда или требования Уголовного процессуального кодекса Украины от 13.04.2012 г. №4651-VI.
Что касается таких конкретных вопросов, как предоставление отпусков без сохранения заработной платы, то наличие вышеуказанных оснований для проверки этих вопросов очень маловероятно, поэтому можно с большой долей уверенности сказать, что на протяжении 2015 – 2016 гг. проверки Гоструда работодателям не грозят.