Вопрос: На балансе ноутбук, как основное средство. Отдали в ремонт (перегорела материнская плата), дали акт дефектации, о том, что ноутбук не в рабочем состоянии. Как отразить операцию вывода ОС в учете и надо ли начислить НДС? Что будет являться базой начисления — остаточная стоимость или полная?
Ответ: Для документального оформления этой хозяйственной операции на предприятии по приказу руководства создается комиссия, которая производит непосредственный осмотр объекта ОС, подлежащего списанию (в случае, приведенном в вопросе, — ноутбука), устанавливает причины несоответствия критериям актива и заполняет Акт списания основных средств типовой формы ОЗ-3 (напомним, типовые формы первичной учетной документации по учету основных средств, в том числе Акт на списание ОС типовой формы ОЗ-3, утвержденны приказом Минстата от 29.12.95 г. №352). В данном Акте должны указываться год изготовления ноутбука, дата его поступления на предприятие и начало эксплуатации, первоначальная (переоцененная) стоимость объекта, сумма начисленного (переоцененного) износа, предусмотренный и фактический срок полезного использования, произведенные ремонты, причина списания и т. п. в соответствии с п. 42 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.2003 г. №561. Всю необходимую информацию можно указать либо в соответствующих строках, либо в разделе «Висновок комісії». После утверждения Акта на списание руководителем предприятия он передается в бухгалтерию для отражения операции ликвидации в бухгалтерском учете. Нужно иметь в виду, что начисление амортизации прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта ОС. То есть, если предприятие приняло решение о ликвидации в ноябре, то в этом месяце амортизация на такое ОС еще начисляется, и остаточную стоимость ОС, который планируется ликвидировать, нужно рассчитать уже с учетом такой начисленной последней суммы амортизации.
В соответствии с п. 34 П(С)БУ 7 финансовый результат от выбытия объектов основных средств определяется путем вычета из дохода от выбытия основных средств их остаточной стоимости, косвенных налогов и расходов, связанных с выбытием основных средств. В вашем случае доход от ликвидации предприятие не получит, а вот расходы нужно признать на субсчете 976 «Списание необоротных активов», где отражается остаточная стоимость списанных необоротных активов и расходы, связанные с их ликвидацией. Теперь давайте разберемся с НДС. В соответствии с абзацем вторым п.189.9 НКУ, НДС на остаточную стоимость объекта ОС не начисляется в случае, когда основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются в связи с их уничтожением или разрушением в результате действия обстоятельств непреодолимой силы.
В других случаях, когда такая ликвидация осуществляется без согласия налогоплательщика, в том числе в случае хищения основных производственных или непроизводственных средств, которое подтверждается в соответствии с законодательством или когда налогоплательщик подает контролирующему органу соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных производственных или непроизводственных средств другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению.
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити