• Посилання скопійовано

Возвратная финансовая помощь директору предприятия: порядок возврата

Директор брал у своего предприятия возвратную финансовую помощь. Хочет вернуть в кассу. Можно ли провести эту операцию через кассу с последующим внесение денег на расчетный счет? Нужен ли кассовый аппарат? Какие еще нюансы?

Возвратная финансовая помощь – термин из области налогового законодательства. Введен он был Законом «О налогообложении прибыли предприятий». Закон, как известно, благополучно канул в Лету, а ему на смену пришел Налоговый кодекс (НКУ), куда этот термин и перекочевал. Согласно п.п. 14.1.257 НКУ, возвратная финансовая помощь - сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, не предусматривающее начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательным к возвращению.

Договору, о котором идет речь в п.п. 14.1.257 НКУ, в гражданском законодательстве соответствует договор ссуды. Ссуде посвящены статьи 1046-1053 Гражданского кодекса (ГКУ). Согласно ст. 1046 ГКУ, по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или такое же количество вещей того же рода и такого же качества.


Договор ссуды составляется в письменной форме, если его сумма превышает десять необлагаемых минимумов (170 грн.), а если заимодавцем выступает юридическое лицо – независимо от суммы (ст. 1047 ГКУ).        

Однако, если по какой-то причине договор не был заключен в письменной форме, он не считается недействительным. Следствием несоблюдения письменной формы договора является то, что в случае возникновения спора решение суда не может основываться на показаниях свидетелей (п. 1 ст. 218 ГКУ).

Законом «О финансовых услугах» передача средств в ссуду отнесена к финансовым услугам (п. 1 ст. 4). При этом п. 1 ст. 5 того же Закона предусмотрено, что финансовые услуги предоставляются финансовыми учреждениями и, если это прямо предусмотрено законом, физлицами-предпринимателями. Хотя из определения термина «финансовая услуга» (п.п. 5 п. 1 ст. 1 Закона) следует, что финансовая услуга – это операция, которая осуществляется с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов. В то же время, операция по предоставлению беспроцентной ссуды таким критериям не соответствует, следовательно, не является финансовой услугой.

В Вашем случае возвратная финансовая помощь предоставляется сотруднику предприятия, который одновременно является директором этого же юридического лица. В соответствии с п.1 ст. 626 ГКУ  договором является договоренность двух или более сторон. Поэтому, договор, подписанный одним и тем же лицом с двух сторон, может быть признан незаключенным. Для того, чтобы избежать возможных негативных последствий, предлагается следующий вариант. Предприятие в лице директора оформляет доверенность, которой уполномочивает какого-либо сотрудника (замдиректора, главного бухгалтера и т. д.) заключить договор ссуды. На основании доверенности данный сотрудник и будет подписывать договор от имени предприятия.

Документальное оформление ВФП зависит от формы, в которой она предоставляется:

• Если расчеты по договору ссуды производятся в безналичной форме, заимодавец оформляет обычное платежное поручение. Операции по перечислению (поступлению) денежных средств в бухгалтерском учете заимодателя отражаются на основании соответствующих банковских выписок.

• Заимодавец — предприятие, предоставляющее ссуду наличными, оформляет на сумму выданных средств расходный кассовый ордер (РКО). Заемщик (его представитель) указывает в ордере сумму полученных денег прописью, ставит дату и подпись.    

Нужно помнить о том, что сумма наличных средств, которыми рассчитываются между собой в течение одного дня субъекты хозяйственной деятельности и обычные физические лица, не должна превышать установленный Национальным банком лимит. На сегодняшний день – это сто пятьдесят тысяч гривен.    

Бухгалтерский учет данных операций зависит от срока, на который предоставляется ВФП:

• Если ссуда (возвратная финансовая помощь) предоставляется на срок, который не превышает 12 месяцев от наступающей даты баланса, предприятие — заимодавец должно сделать в своем учете следующие проводки: выдача ссуды - Дт 377 «Расчеты с прочими дебиторами» Кт 311 «Текущие счета в национальной валюте». (при расчетах в безналичной форме) и Кт 301 «Касса в национальной валюте» (при расчетах наличными), а так же возврат ссуды: Дт 311 «Текущие счета в национальной валюте» (при расчетах в безналичной форме) и Дт 301 «Касса в национальной валюте» (при расчетах наличными) Кт 377 «Расчеты с прочими дебиторами».

• Если срок превышает 12 месяцев, проводки будут такими: выдача ссуды - Дт 183 «Прочая дебиторская задолженность» Кт 311 «Текущие счета в национальной валюте» (при расчетах в безналичной форме) и Кт 301 «Касса в национальной валюте» (при расчетах наличными), а так же возврат ссуды: Дт 311 «Текущие счета в национальной валюте» (при расчетах в безналичной форме) и Дт 301 «Касса в национальной валюте» (при расчетах наличными) Кт 183 «Прочая дебиторская задолженность».

С 1 января 2015 из НКУ исчезли все специальные нормы по налоговому учету возвратной финансовой помощи. Таким образом, на данный момент, ни выдача, ни возврат финансовой помощи никак не отражаются в налоговом учете, как заемщика, так и заимодателя.

Как выдача, так и возврат финансовой помощи не относятся к сфере компетенции закона об РРО, поэтому при возврате такой помощи кассовый аппарат принять не нужно. 

Найкращі консультації – тепер у Telegram та Viber!

Читайте відповіді «Дебету-Кредиту» на найцікавіші та найактуальніші запитання у популярних месенджерах!

Доступ до цього матеріалу можливий лише для зареєстрованих користувачів. Якщо ви вже зареєстровані на нашому сайті — будь ласка, авторизуйтесь.

Або зареєструйтесь , прямо зараз, це не вимагає ваших персональних даних і займе не більше однієї хвилини.

Зареєструватись

Автор: Дрючин Дмитро

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Держрегулювання/Готівковий обіг та каса

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Готівковий обіг та каса»

  • Порядок впровадження РРО та звітність у 2025 році
    Яка покрокова процедура впровадження реєстратора розрахункових операцій для підприємства, що планує продавати товари за готівку? Що необхідно зробити від початку до кінця, та яка звітність щодо РРО передбачена?
    18.08.202544
  • Нюанси заповнення чеку при оплаті подарунковим сертифікатом
    Підприємство автомобільної галузі планує продавати подарункові сертифікати із наступною можливістю обрати товар та оплатити сертифікатом, вартість товару може перевищувати номінал сертифікату. Перший чек - продаж сертифікату на суму його номіналу. Як має бути оформлений другий чек при продажі товару? Що з ПДВ?
    15.08.2025196
  • Застосування РРО/ПРРО для ФОП - "єдинника" І групи
    Чи зобов'язаний ФОП на І групі єдиного податку, який надає побутові послуги населенню (зокрема, ремонт автотранспорту), застосовувати РРО та/або ПРРО при проведенні розрахункових операцій?
    12.08.202528
  • Відсутність штрафів з РРО/ПРРО для ФОП у Харкові з 1 серпня 2025 року
    Чи зберігаються з 01.08.2025 р. якісь пільги з незастосування РРО/ПРРО або за незастосування штрафів за порушення при застосуванні РРО/ПРРО для ФОП на ЄП ІІ-ІІІ груп, у яких податкова адреса та місце провадження діяльності знаходяться у м. Харкові (території можливих бойових дій)? Прошу розглянути ситуацію, коли ФОП на ІІІ групі ЄП з податковою адресою у м. Харкові (зареєстрований до війни), проводить фактичну діяльність в м. Харкові, але "місце провадження у витязі ЄП зазначено - територія України"
    04.08.202574
  • Орендна плата наперед: готівкові розрахунки та МПЗ
    ТОВ на єдиному податку IV групи, що орендує земельні ділянки у фізосіб, здійснює виплату орендної плати раз на рік. Іноді виплати проводяться наперед за декілька років одночасно через касу підприємства на суму понад 200 тис. грн. Як коректно здійснювати такі готівкові виплати? Чи діє обмеження у 50 тис. грн? Чи можна суми ПДФО та ВЗ, сплачені у 2025 році з орендної плати за декілька наступних років, повністю включити до розрахунку МПЗ за 2025 рік?
    31.07.202538