• Посилання скопійовано

Стоимостные границы для возбуждения уголовного дела в сфере налогообложения

Каковы должны быть суммы штрафных санкций за нарушения, обнаруженные в ходе документальной плановой налоговой проверки, чтобы были основания возбудить уголовное дело? Алексей КРАВЧУК к. ю. н., аудитор http://consulting.dtkt.com.ua/view_question.php?id_q=8883&id_a=3498&show_clas=%CE%F2%E2%E5%F2

Когда затрагивается вопрос стоимостных границ для привлечения к уголовной ответственности при неуплате налогов, обычно речь идет о составе преступления, предусмотренном ст. 212 УКУ «Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)». Ответственность за это преступление наступает в случае умышленного уклонения от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), входящих в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, совершенного служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, либо любым другим лицом, обязанным уплачивать их, если эти деяния привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в значительных размерах.

Как видим, речь идет об обязательном общественно опасном следствии — фактическом непоступлении в бюджет налогов в определенном размере; об уклонении от уплаты именно суммы налогов, сборов (при наличии умысла). То есть в случае когда налоги доначислены в ходе проверки, может возникать вопрос о возбуждении уголовного дела при доначислении основной суммы налогов (без учета штрафных санкций) в значительном размере.

Как рассчитать размер недоплаты налогов, сборов в бюджет для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УКУ? В соответствии с примечаниями к ст. 212 УКУ, под значительным размером средств подразумеваются суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в тысячу и более раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан.

Согласно п. 5 подраздела 1 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ, в случае если нормы административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений содержат ссылку на необлагаемый минимум доходов граждан, то для целей их применения используется сумма необлагаемого минимума, которая устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной пп. 169.1.1 НКУ для соответствующего года.

С учетом п. 1 раздела ХIХ НКУ, до 31 декабря 2014 года для целей применения пп. 169.1.1 НКУ налоговая социальная льгота предоставляется в размере, который равен 50% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица из расчета на месяц (далее — ПМ), установленного законом на 1 января отчетного налогового года, — для любого налогоплательщика.

Путем несложных арифметических операций определим, что для возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст. 212 УКУ минимальная сумма фактического непоступления в бюджет налогов должна составить: ПМ х 0,5 х 1000 = 500 ПМ.

На 1 января 2011 г. сумма ПМ составила 941 грн, поэтому минимум для возбуждения уголовного дела — 941 грн х 500 = 470500 грн. Речь идет именно о доначислении основной суммы налогов и сборов (а не увеличении валовых доходов, базы обложения НДС и пр.) и без учета финансовых санкций.

Важно, что состав преступления по ст. 212 УКУ будет только тогда, когда уклонение совершено умышленно — т. е. существуют доказательства умышленной вины налогоплательщика или должностного лица, обязанного платить налоги. Указанная статья также содержит квалифицирующие признаки — так, например, в зависимости от суммы непоступления в бюджеты налогов (в частности крупный или особо крупный размер) — наказание за преступление будет расти.

При этом не следует рассчитывать на то, что при неуплате в бюджет сумм налогов и сборов в меньшем размере уголовная ответственность не может наступить вообще. Необходимо помнить, что УКУ предусматривает еще ряд преступлений, которые могут совершаться в сфере налогообложения, — например, служебный подлог (ст. 366 УКУ) или служебная халатность (ст. 367 УКУ). Статья 366 УКУ предусматривает ответственность за внесение служебным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, другую подделку документов, а также составление и выдачу заведомо ложных документов (ответственность может наступать без ограничения минимального размера ущерба, или даже если ущерб вообще не был нанесен). А статья 367 устанавливает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного отношения к ним (т. е. за преступление по неосторожности), если оно нанесло существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным либо общественным интересам, или интересам отдельных юридических лиц. Существенным вредом в данном случае считается вред свыше 100 н. м. д. г. (т. е. 50 ПМ, для 2011 г. — 47050 грн).

Хотя в целом эти преступления (по ст. 366, 367 УКУ) прямо не связаны с документальными проверками, а их расследование не входит в компетенцию налоговой милиции, за крайне редким исключением взаимосвязанности отдельных преступлений (абз. 4, 5 ст. 112 УПКУ), как правило, такие дела передаются прокуратуре, которая и решает вопрос об их подследственности.

Увага!

Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook

Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.

Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс

Передплатити

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Право і відповідальність/Відповідальність, санкції і штрафи

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Відповідальність, санкції і штрафи»

  • Які наслідки, якщо новостворене підприємство працювало без ведення військового обліку?
    Підприємство створене 01.12.2023 р. У штаті був один директор, військовозобов’язаний. У серпні прийнято нового директора, який знятий з військового обліку. Військовий облік не вівся, повідомлення, накази, звіти у ТЦК не подавали. У жовтні 2024 р. буде перевірка з обласного ТЦК. Якщо зараз зробити накази, заповнити всі додатки, чи буде штраф і якщо буде, то на кого його випишуть?
    30.09.2024971
  • Що буде, якщо відповідальний за військовий облік не пройшов підвищення кваліфікації?
    На підприємстві 12 військовозобов'язаних. На бухгалтера покладено обов'язок ведення військового обліку з доплатою. Якщо бухгалтер не пройшов підвищення кваліфікації осіб, відповідальних за ведення військового обліку і не має сертифіката, чи будуть штрафні санкції?
    26.09.20241 120
  • У який строк виписують ППР після складання акту перевірки?
    Підприємство за ІІ та ІІІ квартали 2022 р. несвоєчасно подало Єдину звітність з ПДФО, ВЗ та ЄСВ. 19.01.2023 р. складено акт перевірки, на підставі цього акту 01.08.2024 р. виписано ППР на сплату штрафу. Чи не порушені граничні строки, в які могло бути виписано ППР?
    14.08.2024665
  • Як заповнити платіжку на сплату адміністративного штрафу?
    Підприємство отримало адміністративний штраф за порушення водієм правил дорожнього руху. Який повинен бути тип призначення платежу – структурований чи неструктурований і який код?
    17.06.202480
  • Штраф за невиконання нормативу робочих місць
    Перевірили єдину звітність з ПДФО, ВЗ та ЄСВ та виявили, що у рядку 102 є помилка у середньообліковій кількості осіб з інвалідністю у серпні та вересні 2023 р. (замість 11 вказано 7 осіб). Як виправити помилку? Як виправдатися перед Фондом осіб з інвалідністю, якщо прийшла позовна заява? Що входить до середньооблікової чисельності для розрахунку осіб з інвалідністю?
    10.06.20241 3263