Порядок допуска должностных лиц фискального органа к внеплановой выездной проверки (п. 78.5 НКУ) приведены в ст. 81 НКУ.
Так, согласно п. 81.1 НКУ направление на проверку должно содержать, в частности, наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица - налогоплательщика, проверяется) или объекта, проверка которого проводится.
В приказе на проверку указывают, в частности, наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица - налогоплательщика, который проверяется) и при проведении проверки в другом месте - адрес объекта, проверка которого проводится.
Итак, в случае, если речь идет о документальной выездной внеплановой проверке по месту осуществления деятельности (офис, другое помещение и т.д.), то в таком случае следует учитывать, что приведенные выше документы предоставляют (вручаются) при допуске проверяющих по месту осуществления хоздеятельности такого предпринимателя или ему лично, или лицу, надлежащим образом уполномоченному на такие действия (ч. 2 п. 81.1 НКУ).
Таким образом, поскольку документы на проверку и порядок допуска прописан как для налогоплательщика так и для представителей, то отсутствие физлица-предпринимателя на дату проверки по месту деятельности и невозможность его личного присутствия во время проверки не освобождает последнего от обязанности передать соответствующие полномочия на момент отсутствия другому лицу. При этом перенос сроков проведения документальных плановых, внеплановых и фактических проверок в связи с болезнью, отпуском или командировкой налогоплательщика физлица-предпринимателя НКУ не предусмотрено.
Документы, подтверждающие полномочия представителя
Что касается представителя, то согласно ст. 19 НКУ налогоплательщик ведет дела, связанные с уплатой налогов, лично или через своего представителя. Личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь своего представителя, как и участие налогового представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в таких отношениях. Представителями налогоплательщика признаются лица, которые могут осуществлять представительство его законных интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, на основании закона или доверенности. Доверенность, выданная налогоплательщиком - физическим лицом на представительство его интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, должна быть заверена в соответствии с действующим законодательством. Представитель налогоплательщика пользуется правами, установленными настоящим Кодексом для налогоплательщиков.
Таким образом, представителем может быть:
- или работник, работающий по трудовому договору у такого физлица-предпринимателя. В таком случае, передача полномочий может быть оформлена его приказом или распоряжением;
- или третье лицо - это может договор на оказание юридических услуг с правом представительства (в т.ч. ордер адвоката и выписка из договора на оказание юридических услуг по перечню полномочий) или доверенность (ст. 244, 245 ГКУ).
Кроме изложенного, обращаем внимание на то, что представительство может подтверждаться и выпиской (или извлечением) из Единого государственного реестра юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований.
Возможность указывать лицо, которое может действовать без доверенности от имени физлица-предпринимателя, приведено в п. 14 ч. 4 ст. 9 Закона №755. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, используются для идентификации физического лица - предпринимателя, в том числе при осуществлении ими хозяйственной деятельности и открытие счетов в банках и других финансовых учреждениях (ч. 4 ст. 10 Закона №755).
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити