• Посилання скопійовано

Списание инструментов, использованных для выполнения подрядных работ

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете списание инструментов (отвертки, кусачки, рулетки и прочие) для проведения подрядных работ? Как быть, если данные инструменты не были указаны в акте приема-передачи выполненных работ?

В бухучете инструменты учитываются исходя из двух критериев: их стоимости и предполагаемого срока их эксплуатации. 

Если при приобретении таких инструментов предполагается, что они будут полностью использованы для проведения конкретных подрядных работ для конкретного заказчика, то амортизировать расходы по такому приобретению, как правило, нет смысла. Вся стоимость таких инструментов списывается на расходы про проведению таких работ (формирует их себестоимость).  

В этом случае при приобретении такие инструменты приходуются по дебету счета 22, и списываются проводкой  Дт 23 Кт 22. 

Потребность в их амортизации возникает только в случае, если подрядные работы проводятся длительно (более года) и их результат передается заказчику по частям. В таком случае, нужно учитывать стоимостной критерий, установленный предприятием для определения того, какие необоротные материальные активы считаются ОС, а какие МНМА. 

Если стоимость таких инструментов ниже, такие инструменты признаются МНМА. 

В этом случае при приобретении такие инструменты приходуются по дебету субсчета 153. При вводе в эксплуатацию делается проводка: Дт 112 Кт 153  и одновременно Дт 23 Кт 132 на сумму начисленной амортизации. Сумма амортизации при этом зависит от метода, который выбрало предприятие-собственник инструментов: либо 50% (в этом случае остальные 50% стоимости списываются при выведении инструментов из эксплуатации в связи с их негодностью), либо 100% (п. 27 П(С)БУ 7). 

Но есть проблема: для признания таких расходов нужен первичный документ. О том, каким он должен быть, налоговики писали, например, вот здесь>>> 

Хотя часть этой консультации, касающаяся налогового учета и устарела, то, что касается первичных документов, которые хотят видеть налоговики для определения расходов на выполнение работ, требования остались теми же. Т.е., нужна калькуляция таких работ, документы о передаче инструментов со склада в производство и акт об их списании в связи с негодностью. Если такие инструменты амортизируются, нужны ведомости по начислению амортизации. 

И не менее важное – если такие инструменты не были указаны в акте приема-передачи выполненных работ или в отдельном документе о приеме-передаче заказчиком материальной составляющей таких работ, нужно оформить акт о списании таких инструментов у исполнителя. 

В налоговом учете указанные операции отразятся так:

  • Налог на прибыль: Раздел ІІІ НКУ не требует корректировки финансового результата до налогообложения по МНМА. 
  • НДС: Разумеется, стоимость проведенных подрядных работ исполнитель-плательщик НДС обложит таким налогом (он будет включен в цену таких работ). 

Но, следует учитывать, что на сегодня ГФСУ осуществляет строгий контроль за тем, как составляются налоговые накладные и что указывается в их номенклатуре. Работы с целью налогообложения НДС рассматриваются как услуги, и их нужно отразить в налоговой накладной с указанием кода по Государственному классификатору продукции и услуг. 

А вот материальная составляющая (в частности, инструменты) к услугам не относится. А потому, если в стоимость выполненных работ входит материальная составляющая, в налоговой накладной, по мнению налоговиков, она должна указываться отдельно (как поставленные товары с соответствующим кодом УКТ ЗЕД).

О проблемах, которые при этом возникают, мы  писали здесь>>>

Однако, если в первичных документах о приеме-передаче выполненных работ такие инструменты не были указана, то в налоговой накладной будет отражаться только номенклатура выполненных работ. И поскольку такие инструменты были использованы в хозяйственной и облагаемой НДС деятельности исполнителя, то при их списании в связи с негодностью, дополнительное налоговое обязательство по НДС не возникнет.    

Найкращі консультації – тепер у Telegram та Viber!

Читайте відповіді «Дебету-Кредиту» на найцікавіші та найактуальніші запитання у популярних месенджерах!

Доступ до цього матеріалу можливий лише для зареєстрованих користувачів. Якщо ви вже зареєстровані на нашому сайті — будь ласка, авторизуйтесь.

Або зареєструйтесь , прямо зараз, це не вимагає ваших персональних даних і займе не більше однієї хвилини.

Зареєструватись

Автор: Бикова Ганна

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Облік та звітність/Облік окремих операцій

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Облік окремих операцій»

  • Неповернена поворотна фінансова допомога: що в обліку?
    Підприємство отримало поворотну фіндопомогу за договором на 6 місяців. Після закінчення терміну дії договору допомога не була повернена, і договір не продовжувався. В якому податковому (звітному) періоді суму неповерненої допомоги слід включити до складу доходу платника податку: негайно (у місяці закінчення договору) чи після спливу строку позовної давності?
    28.10.202549
  • Бухоблік заміни двигуна в основному засобі: ремонт чи поліпшення?
    Як у бухобліку відобразити операції із заміни несправного двигуна (як частини виробничої лінії, що є основним засобом) на новий? Чи класифікується ця заміна як ремонт чи поліпшення і як обліковувати витрати на придбання нового двигуна та вартість ремонту старого (у разі його подальшого використання)?
    28.10.202549
  • Визначення балансової вартості частини нежитлового приміщення для продажу
    Юрособа – платник ПДВ на загальній системі придбала у 2022 році нежитлове приміщення за єдиною ціною. Приміщення функціонально поділене на складську та торговельну частини, але окрема вартість цих частин у документах відсутня. Як коректно розділити загальну балансову вартість придбаного об'єкта та визначити балансову вартість (первісну вартість) його частини (200 кв. м), що планується до продажу, для цілей бухгалтерського та податкового обліку?
    28.10.202534
  • Облік гранту від Chemоnics та Додаток ПП
    Чи зобов'язане підприємство, яке отримало грант від міжнародної технічної допомоги (наприклад, Chemоnics), подавати Додаток ПП до Декларації з податку на прибуток підприємств для цілей підтвердження неоподатковуваного статусу цих коштів
    28.10.202518
  • Облік пошкодженого імпортного товару: ПДВ та податок на прибуток
    Підприємство отримало імпортний товар, пошкоджений під час транспортування (намокання). На 31.07.2025 р. пред'явлено претензію перевізнику на 107 тис. грн. На 07.10.2025 р. отримано страхове відшкодування 48 тис. грн. Товар обліковується на складі, планується його відновлення та подальший продаж. Що з податком на прибуток та ПДВ (податковий кредит, податкові зобов'язання, ПН) при частковому відновленні та продажу товару? Які наслідки некоригування ПК та нереєстрації ПН у разі неможливості відновлення? Яке відображення претензії та відшкодування у бухобліку?
    27.10.202524