ШІ-консультант

Поставте запитання ШІ-консультанту

і отримайте відповідь за 60 секунд

  • Податки
  • Військовий облік
  • Звітність
  • Трудове право
  • Бухоблік

Консультую з податкового та бухобліку

Поставте ваше запитання

  • Посилання скопійовано

Списание инструментов, использованных для выполнения подрядных работ

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете списание инструментов (отвертки, кусачки, рулетки и прочие) для проведения подрядных работ? Как быть, если данные инструменты не были указаны в акте приема-передачи выполненных работ?

Цій консультації більше 3-х років. Українське законодавство складне і мінливе, тож на даний момент редакція не гарантує її 100% актуальність. У разі сумнівів скористайтесь пошуком, щоб читати свіжіші статті і консультації, або зверніться за допомогою до нашого ШІ-консультанта.

В бухучете инструменты учитываются исходя из двух критериев: их стоимости и предполагаемого срока их эксплуатации. 

Если при приобретении таких инструментов предполагается, что они будут полностью использованы для проведения конкретных подрядных работ для конкретного заказчика, то амортизировать расходы по такому приобретению, как правило, нет смысла. Вся стоимость таких инструментов списывается на расходы про проведению таких работ (формирует их себестоимость).  

В этом случае при приобретении такие инструменты приходуются по дебету счета 22, и списываются проводкой  Дт 23 Кт 22. 

Потребность в их амортизации возникает только в случае, если подрядные работы проводятся длительно (более года) и их результат передается заказчику по частям. В таком случае, нужно учитывать стоимостной критерий, установленный предприятием для определения того, какие необоротные материальные активы считаются ОС, а какие МНМА. 

Если стоимость таких инструментов ниже, такие инструменты признаются МНМА. 

В этом случае при приобретении такие инструменты приходуются по дебету субсчета 153. При вводе в эксплуатацию делается проводка: Дт 112 Кт 153  и одновременно Дт 23 Кт 132 на сумму начисленной амортизации. Сумма амортизации при этом зависит от метода, который выбрало предприятие-собственник инструментов: либо 50% (в этом случае остальные 50% стоимости списываются при выведении инструментов из эксплуатации в связи с их негодностью), либо 100% (п. 27 П(С)БУ 7). 

Но есть проблема: для признания таких расходов нужен первичный документ. О том, каким он должен быть, налоговики писали, например, вот здесь>>> 

Хотя часть этой консультации, касающаяся налогового учета и устарела, то, что касается первичных документов, которые хотят видеть налоговики для определения расходов на выполнение работ, требования остались теми же. Т.е., нужна калькуляция таких работ, документы о передаче инструментов со склада в производство и акт об их списании в связи с негодностью. Если такие инструменты амортизируются, нужны ведомости по начислению амортизации. 

И не менее важное – если такие инструменты не были указаны в акте приема-передачи выполненных работ или в отдельном документе о приеме-передаче заказчиком материальной составляющей таких работ, нужно оформить акт о списании таких инструментов у исполнителя. 

В налоговом учете указанные операции отразятся так:

  • Налог на прибыль: Раздел ІІІ НКУ не требует корректировки финансового результата до налогообложения по МНМА. 
  • НДС: Разумеется, стоимость проведенных подрядных работ исполнитель-плательщик НДС обложит таким налогом (он будет включен в цену таких работ). 

Но, следует учитывать, что на сегодня ГФСУ осуществляет строгий контроль за тем, как составляются налоговые накладные и что указывается в их номенклатуре. Работы с целью налогообложения НДС рассматриваются как услуги, и их нужно отразить в налоговой накладной с указанием кода по Государственному классификатору продукции и услуг. 

А вот материальная составляющая (в частности, инструменты) к услугам не относится. А потому, если в стоимость выполненных работ входит материальная составляющая, в налоговой накладной, по мнению налоговиков, она должна указываться отдельно (как поставленные товары с соответствующим кодом УКТ ЗЕД).

О проблемах, которые при этом возникают, мы  писали здесь>>>

Однако, если в первичных документах о приеме-передаче выполненных работ такие инструменты не были указана, то в налоговой накладной будет отражаться только номенклатура выполненных работ. И поскольку такие инструменты были использованы в хозяйственной и облагаемой НДС деятельности исполнителя, то при их списании в связи с негодностью, дополнительное налоговое обязательство по НДС не возникнет.    

Найкращі консультації – тепер у Telegram та Viber!

Читайте відповіді «Дебету-Кредиту» на найцікавіші та найактуальніші запитання у популярних месенджерах!

Доступ до цього матеріалу можливий лише для зареєстрованих користувачів. Якщо ви вже зареєстровані на нашому сайті — будь ласка, авторизуйтесь.

Або зареєструйтесь , прямо зараз, це не вимагає ваших персональних даних і займе не більше однієї хвилини.

Зареєструватись

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Облік та звітність/Облік окремих операцій

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Облік окремих операцій»

  • Електронні сертифікати у 2026 році: бухгалтерський облік та ПДВ (аудіоверсія)
    Підприємство продає електронні сертифікати. Юрособа придбаває сертифікати, наприклад номіналом 1 000 грн, для подальшого продажу кінцевим споживачам, які використовують їх для оплати товарів у підприємства-емітента. Якими бухгалтерськими проведеннями відображати продаж сертифіката юрособі та його подальше погашення кінцевим споживачем? Чи допускається часткове використання номіналу сертифіката?
    06.10.2026318
  • Економічна пов'язаність у контрольованих операціях у 2026 році: наказ №312 змінив лише форму звіту (аудіоверсія)
    Чи вважається імпорт товару з Німеччини (понад 10 млн грн при загальному доході понад 150 млн грн) контрольованою операцією через критерій економічної пов'язаності (наказ Мінфіну №312), якщо контрагент відсутній у низькоподаткових переліках КМУ №1045 та №480, і які обліково-податкові наслідки це має?
    05.10.202633
  • Повернення 1200 грн лікарняних ПФУ у 2026 році: проводки та алгоритм коригування податків (аудіоверсія)
    Підприємство завищило лікарняні за рахунок ПФУ. Працівник повернув 1200 грн на рахунок підприємства, кошти перераховано до ПФУ, подано коригуючу заяву-розрахунок. Чи правильні запропоновані проведення Дт 313 - Кт 663 сторно 1200 грн і Дт 378 - Кт 313 на 1200 грн? Якими проводками відобразити повернення коштів, їх перерахування до ПФУ та коригування ПДФО, військового збору і ЄСВ?
    02.10.2026475
  • Облік комплектації товарів у 2026 році через рахунок 231 (аудіоверсія)
    Підприємство-замовник передає підряднику комплектуючі за актом приймання-передачі для комплектації готових товарів (наборів). Після виконання робіт підрядник повертає готові набори за актом приймання-передачі готових виробів. Якими бухгалтерськими проведеннями відобразити передачу комплектуючих, послуги підрядника та оприбуткування готових наборів? Чи доцільно використовувати субрахунок 231?
    01.10.202646
  • Заміна шин автонавантажувача у 2026 році: облік нових і демонтованих шин та ПДВ (аудіоверсія)
    ТОВ на загальній системі оподаткування, платник ПДВ, придбало автонавантажувач. Його шини зносилися: підприємство придбало нові, а старі демонтувало. Чи вважається заміна шин ремонтом? Як облікувати нові та демонтовані шини і чи виникають податкові зобов’язання з ПДВ?
    30.09.202664