• Посилання скопійовано

Списание инструментов, использованных для выполнения подрядных работ

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете списание инструментов (отвертки, кусачки, рулетки и прочие) для проведения подрядных работ? Как быть, если данные инструменты не были указаны в акте приема-передачи выполненных работ?

В бухучете инструменты учитываются исходя из двух критериев: их стоимости и предполагаемого срока их эксплуатации. 

Если при приобретении таких инструментов предполагается, что они будут полностью использованы для проведения конкретных подрядных работ для конкретного заказчика, то амортизировать расходы по такому приобретению, как правило, нет смысла. Вся стоимость таких инструментов списывается на расходы про проведению таких работ (формирует их себестоимость).  

В этом случае при приобретении такие инструменты приходуются по дебету счета 22, и списываются проводкой  Дт 23 Кт 22. 

Потребность в их амортизации возникает только в случае, если подрядные работы проводятся длительно (более года) и их результат передается заказчику по частям. В таком случае, нужно учитывать стоимостной критерий, установленный предприятием для определения того, какие необоротные материальные активы считаются ОС, а какие МНМА. 

Если стоимость таких инструментов ниже, такие инструменты признаются МНМА. 

В этом случае при приобретении такие инструменты приходуются по дебету субсчета 153. При вводе в эксплуатацию делается проводка: Дт 112 Кт 153  и одновременно Дт 23 Кт 132 на сумму начисленной амортизации. Сумма амортизации при этом зависит от метода, который выбрало предприятие-собственник инструментов: либо 50% (в этом случае остальные 50% стоимости списываются при выведении инструментов из эксплуатации в связи с их негодностью), либо 100% (п. 27 П(С)БУ 7). 

Но есть проблема: для признания таких расходов нужен первичный документ. О том, каким он должен быть, налоговики писали, например, вот здесь>>> 

Хотя часть этой консультации, касающаяся налогового учета и устарела, то, что касается первичных документов, которые хотят видеть налоговики для определения расходов на выполнение работ, требования остались теми же. Т.е., нужна калькуляция таких работ, документы о передаче инструментов со склада в производство и акт об их списании в связи с негодностью. Если такие инструменты амортизируются, нужны ведомости по начислению амортизации. 

И не менее важное – если такие инструменты не были указаны в акте приема-передачи выполненных работ или в отдельном документе о приеме-передаче заказчиком материальной составляющей таких работ, нужно оформить акт о списании таких инструментов у исполнителя. 

В налоговом учете указанные операции отразятся так:

  • Налог на прибыль: Раздел ІІІ НКУ не требует корректировки финансового результата до налогообложения по МНМА. 
  • НДС: Разумеется, стоимость проведенных подрядных работ исполнитель-плательщик НДС обложит таким налогом (он будет включен в цену таких работ). 

Но, следует учитывать, что на сегодня ГФСУ осуществляет строгий контроль за тем, как составляются налоговые накладные и что указывается в их номенклатуре. Работы с целью налогообложения НДС рассматриваются как услуги, и их нужно отразить в налоговой накладной с указанием кода по Государственному классификатору продукции и услуг. 

А вот материальная составляющая (в частности, инструменты) к услугам не относится. А потому, если в стоимость выполненных работ входит материальная составляющая, в налоговой накладной, по мнению налоговиков, она должна указываться отдельно (как поставленные товары с соответствующим кодом УКТ ЗЕД).

О проблемах, которые при этом возникают, мы  писали здесь>>>

Однако, если в первичных документах о приеме-передаче выполненных работ такие инструменты не были указана, то в налоговой накладной будет отражаться только номенклатура выполненных работ. И поскольку такие инструменты были использованы в хозяйственной и облагаемой НДС деятельности исполнителя, то при их списании в связи с негодностью, дополнительное налоговое обязательство по НДС не возникнет.    

Увага!

Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook

Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.

Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 99 грн/міс

Передплатити

Автор: Бикова Ганна

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Облік та звітність/Облік окремих операцій

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Облік окремих операцій»

  • Як відобразити в обліку ВПА, якщо підприємство отримало податковий збиток?
    Підприємство отримало збиток за результатами звітного року в сумі 600 тис. грн. Податковий збиток складає 100 тис. грн (збільшуючі постійні різниці 300 тис. грн, тимчасові 200 тис. грн). Як в обліку та звітності відобразити ВПА? Також підприємство утримує податок при виплаті доходів нерезиденту. Як відобразити це утримання в обліку та декларації?
    Сьогодні 10:105
  • Виконання інженерних робіт: що в бухобліку?
    Підприємство виконує інженерні роботи, результатом яких є технічна документація. Роботи можуть виконуватися протягом 6 – 9 місяців і будуть передані замовнику в кінці періоду виконання. Витрати виробничої собівартості відображаються на рахунку 23. За роботами отримуються аванси. Чи потрібно на дату балансу визнавати доходи, навіть якщо роботи не передані замовнику?
    22.04.202420
  • Нюанси списання безнадійної заборгованості
    Підприємство має на балансі прострочену дебіторську та кредиторську заборгованість, яка утворилася в період з 2012 по 2018 роки. Коли за нею спливає строк позовної давності, щоб вона стала безнадійною і списати її з балансу? Як відображати списання в бухобліку? Чи нараховувати ПДВ при списанні?
    19.04.20241 635
  • Облік ОЗ та благодійної допомоги неприбуткової організаціїосно
    Неприбуткова організація отримала 10 ноутбуків, як благодійну допомогу, за актом приймання-передачі, але без ціни. 2 ноутбуки за рішенням керівника залишилися на балансі організації для використання в діяльності. Інші 8 передаються іншій неприбутковій організації, також без ціни. Як ці операції відображати в бухгалтерському обліку?
    19.04.202421
  • Облік та звітність щодо винагороди гіг-спеціалісту
    Як резиденту Дія. Сіті відобразити в обліку нарахування та оподаткування щомісячної винагороди гіг-спеціалісту? Яку категорію застрахованої особи зазначати в Додатку 1 та ознаку доходу в додатку 4ДФ єдиної звітності з ПДФО, ВЗ та ЄСВ?
    19.04.202422