• Посилання скопійовано

Приемка и отгрузка товара может осуществлятся через агента

Предприятие покупает товар и сразу передает его на ответственное хранение, дальше этот отгружается покупателям товар по мере необходимости. Склад находится в другом регионе. Может ли предприятие заключить договор с другим юрлицом на прием товара от поставщика?

Вопрос: Предприятие покупает товар и сразу передает его на ответственное хранение, дальше этот товар по мере необходимости отгружается покупателям со склада отв. хранения (предварительно сняв с хранения). Особенность в том, что такой склад - в другом регионе. Может ли предприятие заключить договор с другим юрлицом условно фирма А (взять сотрудника в том регионе не можем) на выполнение работ: приемка товара от поставщика, передача/снятие на хранение, отгрузка покупателям? Как должен называться дог: подряд или поручение? И как подписывать первичку с контрагентами от имени нашего предприятия: подпись и печать чъя должна быть, например в накладной на получение товара от поставщика от имени покупателя выступает сотрудник фирмы А и печать фирмы А? 

Ответ: С учетом ситуации, описанной в вопросе, мы не исключаем возможности передавать товар через агента (физическое лицо, предпринимателя или юридическое лицо). Правда, при этом такие действия возможны на этапе принятия решения о продаже товара при помощи посредника, а не на этапе выполнения обязательств по договору купли-продажи и хранения товара после его оплаты. То есть, вопрос передачи товара через другое лицо должно быть оговорено (согласовано) с покупателем — речь идет об особых условиях поставки товара в договоре купли-продажи.

Таким образом, по условиям, описанным в вопросе, если договором купли-продажи установлено, что продавцом товара является предприятие с обязательством его продать и поставлять партиями  в указанном месте поставки (склад в другом регионе на условиях   самовывоза), третье лицо, имеющее доступ до этого склада может оказывать услуги (экспедиция, поручение, смешанный договор) по передаче товара покупателю. 

Поскольку в данной ситуации речь идет о фактическом делегировании отдельных полномочий  (конкретно — выполнение условий поставки), то наиболее подходящим, по нашему мнению, будет договор поручения (выполнение юридически значимых действий). 

Например, иметь допуск к складскому помещению, получить товар, передать его покупателю.  

Поскольку поверенный действует за счет доверителя и от его имени (ст. 1000 ГКУ), ему можно поручить оформить и подписать документы на отгрузку товара. 

Если информацию о такой отгрузке через посредника не включить в договор купли-продажи товара (желательно ее прописать и в договоре ответственного хранения), то есть определенные риски. Поскольку речь идет о передаче полномочий по оформлению документов на отгрузку товара (в т.ч. подписи, печати от имени поверенного), то возникает вопрос в налоговом и бухгалтерском учете. Например, договор купли-продажи двухсторонний, а документы на товар оформляют фактически два разных лица. Та же проблема возникает и по договору ответственного хранения: заказчиком и владельцем товаров является одно лицо, а забирает такой товар (снимает с исполнителя обязанности по его хранению) посредник. 

По нашему мнению, поверенному следует передать лишь полномочия по передаче товара вместе с уже оформленными документами на отгрузку товара, то есть выполнить условия поставки товара (его отгрузки со склада в другом регионе). Оформление документов не продавцом (поставщиком), свидетельствует о других правоотношениях между продавцом и фирмой А — по договорам экспедиции, смешанного договора (в т.ч. трехстороннего), комиссии.

Следует также отметить, что действующим ГКУ (ст. 956-966) урегулированы  вопросы складского хранения товара на товарном складе (без необходимости принятия товара на ответственное хранение — это достаточно удобно для отгрузки товар не по месту составления договора купли-продажи). Под определением  "товарный склад" следует понимать организацию (юридическое лицо), которое хранит товар и предоставляет услуги, связанные с хранением, на основе предпринимательской деятельности.

Такое юрлицо может вполне заменить фирму А.

Правоотношения, связанные с оформлением, выдачей, погашением простых и двойных складских свидетельств, определением порядка их регистрации, а также созданием правовых, экономических, организационных условий функционирования этих документов при хранении товаров на товарных складах, урегулированы Законом Украины от 23.12.2004 г. N 2286-IV "О сертифицированных товарных складах и простых и двойных складских свидетельствах". 

 

Увага!

Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook

Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.

Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 99 грн/міс

Передплатити

Автор: Канарьова Наталія

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Облік та звітність/Облік окремих операцій

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Облік окремих операцій»

  • Бухгалтерський облік гарантійного та реєстраційного внеску
    Підприємство приймає участь в декількох аукціонах щодо оренди та придбання нерухомості державної та комунальної власності. Як відобразити в обліку сплату реєстраційного та гарантійного внеску?
    26.04.20246
  • Металеві вироби передано на доробку: як відобразити в обліку?
    Підприємство передало 21 т чорної труби сторонній організації для оцинкування. Виконавець надав акт виконаних робіт та накладну на повернення труби в кількості 21,8 т. Як відобразити цю операцію в обліку?
    25.04.2024171
  • Чи переводити МНМА до ОЗ, якщо після поліпшення вартість складає 40 000 грн?
    Підприємство мало на балансі об’єкт МНМА вартістю 10 000 грн, нарахувало амортизацію за методом 100%. За обліковою політикою вартісна ознака МНМА - 20 000 грн. Проведено поліпшення цього об’єкта, первісна вартість стала 40 000 грн. Чи потрібно переводити до складу ОЗ? Що з амортизацією? Як відображати в податковому обліку податку на прибуток (є різниці)?
    25.04.2024184
  • Зробили фізособі передплату за оренду приміщення, а потім договір розірвали: які наслідки?
    ТОВ на загальній системі оподаткування уклало договір оренди нежитлових приміщень з фізособою. За умовами договору передплата складає 100000 грн. ТОВ сплачує фізособі 80500 грн, одночасно сплачує ПДФО 18000 грн та ВЗ 1500 грн. Передачі приміщення в оренду не відбулося, фізособа розірвала договір. Фізособа має повернути повну суму – 100000 грн чи лише те, що вона отримала – 80500? Як повернути зайво сплачені ПДФО та ВЗ? Чи можливо їх зарахувати в рахунок наступних платежів? Як відкоригувати ці доходи в додатку 4ДФ?
    24.04.202425
  • Як перевести в бухобліку товари до основних засобів?
    ТОВ, платник податку на прибуток і ПДВ, імпортувало товари (навантажувачі), призначені для подальшого продажу, оприбуткувавши на субрахунку 281. Згодом вирішено доукомплектувати їх, зарахувати до складу ОЗ і надавати в оренду. Як перевести із товарів до ОЗ? Які особливості оформлення, обліку та оподаткування?
    24.04.202450