Сразу сделаю несколько оговорок.
Во-первых, если речь идет о посредническом договоре между туроператором (другим поставщиком туристических услуг) и субъектом, который по поручению, за счет и от имени такого туроператора заключает договоры с третьими лицами (туристами, юридическими лицами), и если такой договор регулируется материальным правом Украины, то его правильнее называть агентским договором, а не договором поручения, так как он заключен и исполняется в сфере хозяйственной деятельности (см. главу 31 Хозяйственного кодекса Украины, далее – ХК Украины).
Во-вторых, анализируя посреднические договоры украинских туроператоров с нерезидентами, мы считаем такую схему работы законной. Но существует иная позиция, которую необходимо учитывать. Так, в соответствии с мнением, высказанным Государственной службой туризма и курортов в письме №3-Д от 10.10.2007 года, ст. 37 Закона Украины «О туризме» «устанавливает запрет на продажу иностранного турпродукта юридическим лицом-посредником, который находится на территории Украины».
В-третьих, реализация туристических услуг возможна с применением двух схем работы: посреднической схемы и схемы «прямого» договора, который многие называют «куплей-продажей». Туристическая компания является посредником туроператора или другого поставщика туристических услуг (гостиницы, авиакомпании и т.д.) в том случае, если стороны заключили посреднический (как правило, агентский) договор и во исполнение этого договора туристическая компания-посредник за определенное вознаграждение оказывает своему принципалу услуги по продвижению его туруслуг, заключая по его поручению, за его счет и, как правило, от его имени договоры с заказчиками туристических услуг или субагентами. И наоборот, туристическая компания не является посредником (в понимании законодательства Украины) туроператора в том случае, если стороны заключили договор, в соответствии с которым туристическая компания заказывает у туроператора (другого поставщика) туристические услуги в пользу третьих лиц (туристов), берет на себя обязательство по их оплате независимо от получения средств от туристов или своих агентов, не претендует на вознаграждение, но зарабатывает за счет маржи — разницы между суммой средств, которые она получила от туристов и «покупной» стоимостью туристических услуг, уплаченной поставщику таких услуг. Такая туристическая компания как бы перепродает туристические услуги – заключает с туристом договор на туристическое обслуживание от своего имени, берет на себя обязательство по оказанию туруслуг, и в порядке ч. 2 ст. 902 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК Украины) возлагает исполнение договора на туристическое обслуживание на туроператора, при этом отвечает перед туристом за нарушение договора.
Что касается образцов туристических договоров, то их очень много в интернете. На предмет «правильности» не проверял.
Налогообложение.
По нашему мнению, базой для единого налога для туроператора при реализации сформированного таким оператором турпродукта будет вся сумма средств, полученных туроператором от туриста или турагента. Считаем, что любые попытки прикрыться посредническим статусом в данном случае чреваты доначислением налоговых обязательств и применением штрафных санкций. Совсем другое дело, если бы туроператор был агентом нерезидента или поставщика отдельной туристической услуги – резидента, и занимался реализацией только этой туристической услуги.
На сегодняшний день письма ГНАУ (например, письмо от 19.02.2010 г. №1653/6/31-4018), разъясняющие порядок налогообложения юридическими лицами «единоналожниками» суммы вознаграждения без учета транзитных средств, а также подсчета предельного объема выручки в сумме 1 000 000 грн., отозваны полностью или частично. Скорее всего, ГНСУ снова изменила свое мнение по этому вопросу, и существует риск, что в процессе налоговых проверок предприятие, не учитывающее транзитные средства в общем объеме выручки, будет считаться превысившим предельный объем выручки, установленный Указом Президента от 03.07.98 г. №727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности».
Тем не менее, Вы можете попробовать отстоять свою позицию и не уплачивать единый налог со всей суммы средств, полученных от туриста, при условии, что украинский туроператор действует в отношениях с туристом от имени и по поручению поставщиков туристических услуг. Соответственно, с поставщиками туруслуг (нерезидентом, авиакомпанией, страховой компанией) у туроператора должен быть посреднический (агентский) договор. В таком случае можете настаивать, что средства, полученные от туриста, принадлежат поставщику туристических услуг и для украинского туроператора являются транзитными. А базой налогообложения туроператора, который является посредником, будет считаться его посредническое (агентское вознаграждение). Что касается маржи (разницы между выручкой и затратами на формирование турпродукта), то это понятие не идентично понятию «вознаграждение». Также, осуществляя деятельность в качестве агента нерезидента, нужно учесть нюансы, связанные с уплатой налога с доходов нерезидента в Украине (ст. 160 Налогового кодекса).
Увага!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook
Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!
Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.
Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 116 грн/міс
Передплатити