• Посилання скопійовано

Компания покупает по безналу товар: что с НДС?

Компания покупает по безналу товар в Метро. В начале месяца перечисляет предоплату, используемую по необходимости. При получении товара компания получает товарную накладную, чек и ТТН. Налоговую накладную Метро выписывает по дате фактической поставки. Что с НДС?

Вопрос: Компания покупает по безналу товар в Метро. В начале месяца перечисляет предоплату, используемую по необходимости (4-5 раз в месяц). По факту получения товара компания получает товарную накладную, чек и ТТН. Налоговую накладную Метро выписывает по дате фактической поставки. Что происходит с НДС согласно НКУ? Когда выписывается налоговая накладная и с какой номенклатурой по НКУ, если при перечислении предоплаты компания не знает, что будет покупать и по какой цене? Как будет выглядеть корректировка налоговой накладной (нужен пример заполнения), если Метро не прав?

Ответ: Действующие правила составления НН установлены ст. 201 НКУ. Она предполагает несколько вариантов выписки НН в случае, если покупатель не является бюджетным учреждением, и оплата и отгрузка товаров осуществляется несколько раз в месяц. 

В этом случае продавец имеет право оформить: 

- НН по дате первого события (п. 187.1 НКУ), либо оплаты за товары, либо их отгрузки;

- сводную НН, правила составления которой прописаны в п. 201.4 НКУ

На наш вигляд, нужно провести переговоры с контрагентом (Метро) и правильно организовать  составление НН, которое будет удобно для него, так же для компании, тем более, что нормы НК это сделать позволяют. С нашей точки зрения, и компании, и поставщику удобнее оформлять сводные НН, и вот почему. 

Пунктом 201.4 НКУ для поставок, которые имеют непрерывный или ритмичный характер предусмотрен особый порядок составления НН. В частности, на покупателей - плательщиков налога могут составляться не позднее последнего дня месяца, в котором осуществлены следующие поставки, сводные налоговые накладные на каждого налогоплательщика, для которого поставки имеют такой характер, с учетом всего объема поставок товаров соответствующему плательщику в течение такого месяца. Причем,  для целей настоящего пункта ритмичным характером поставки считается поставка товаров  одному покупателю два и более раз в месяц, что вполне отвечает указанной ситуации.

Таким образом, по всем поставкам, которые произошли в течение календарного месяца, на последнее число такого месяца контрагентом (Метро) может составляться одна НН, которая будет включать в себя номенклатуру всего того, что было получено компанией по товарным накладным

Нужно учесть, что в случае если на дату составления указанных налоговых накладных сумма средств, поступившая на расчетный счет продавца в качестве оплаты (предоплата) за товары, превышает стоимость поставленных товаров в течение месяца, такое превышение считается предварительной оплатой (авансом), на сумму которой составляется вторая НН в общем порядке не позднее последнего дня такого месяца. 

Номенклатурой для заполнения НН, составленной на суммы полученного аванса (предоплаты) могут послужить товары, которые ежемесячно приобретаются у такого контрагента (наверняка такие тоже существуют). Если же потом номенклатура измениться, то всегда можно составить РК к ранее составленной НН, где поменять только номенклатуру без изменения общей стоимости полученного аванса, ведь сумма предварительной оплаты от этого не поменяется, а налоговый кредит компания получит вовремя. 

В итоге получается, что составление НН в соответствии с п. 201.4 НКУ выгодно и поставщику, и компании:

• поставщик в течение месяца составляет на компанию максимум две НН (вместо 4-5, как следует из условия вопроса). Одну - по фактически произведенной отгрузке. Вторую – на сумму полученной предоплаты (конечно же, если таковая имеется на конец месяца). В течение месяца поставщику не нужно отслеживать первое событие (имеется в виду очередность оплаты и отгрузки).

• компании же остается только принять к учету итоговую НН по фактически полученным товарам в течение месяца и проверить номенклатуру в НН, выписанной на предоплату, на соответствие тому, что было получено в счет этой предоплаты.

НН, которые составляются не в сводном виде, и не по дате первого события (предоплаты), а по дате отгрузки товаров, являются неправильными. А, поскольку дата НН является обязательным реквизитом НН (пп. «б» п. 201.1 НКУ), то ошибка в таком реквизите означает, что воспользоваться такими НН для подтверждения права на НК по НДС нельзя. 

Исправить ошибку в НН можно путем составления к ней РК. Но, обратите внимание: согласно п. 21 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 22.09.2014 г. №957, ошибки в дате и в номере НН РК не исправляются. А это значит, что для исправления ситуации поставщику нужно будет: 

- выписать РК на ошибочные НН, в которых будут указаны (в табличной части) поставленные товары со знаком «-» в количестве. Таким образом, результатом такого РК будет полное сторнирование ранее выписанных лишних НН (что и указывается в причине составления РК – например, аннулирование излишне выписанных НН). Обратите внимание, что зарегистрировать такие РК в ЕРНН должна компания, как покупатель – плательщик НДС;

- выписать новые НН  в порядке, который подходит поставщику – либо по дате первого события, либо сводные НН, и зарегистрировать их в ЕРНН. 

 

Увага!

Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook

Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.

Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 99 грн/міс

Передплатити

Автор: Дрючин Дмитро

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Оподаткування/ПДВ

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «ПДВ»

  • Відшкодування комунальних послуг орендарем: що з ПДВ?
    ТОВ-орендодавець, платник ПДВ, виставляє орендарю окремий рахунок на відшкодування комунальних послуг (за воду та електроенергію). Надавач комунальних послуг ОСББ, неплатник ПДВ. Як визначити базу оподаткування ПДВ даної операції?
    22.04.2024941
  • Повернення предмета лізингу: бухоблік та ПДВ
    Приватним нотаріусом було проведено вилучення та повернення від лізингоодержувача на користь лізингодавця товар – об'єкт фінлізингу. Лізингодавець зареєстрував податкові зобов'язання на лізингоодержувача в повному обсязі. Лізингоодержувач не складав акт на повернення товару. Які дії та проведення будуть у лізингоодержувача та лізингодавця?
    18.04.202429
  • ПН на реекспорт продукції, виготовленої з давальницької сировини
    Підприємство в митному режимі переробки ввозить на митну територію сировину нерезидента, переробляє і вивозить продукцію переробки в митному режимі реекспорту. Чи потрібно на операцію реекспорту складати податкову накладну?
    18.04.202429
  • Як скласти ПН на аванс, коли вартість робіт достовірно невідома?
    Замовником перераховано аванс за будівництво нежитлового об’єкта. Загальна вартість будівництва достовірно невідома, акти будуть закриватись щомісяця поетапно по формі КБ. На суму передплати виписано ПН на всю суму передплати з кількістю 1, одиниця виміру грн. Як має бути складена ПН за умови авансової оплати? На яку дату здійснюється РК: на дату проміжного акту чи на дату останнього акту за всіма ПН?
    17.04.20249165
  • ПДВ та облік при передачі продукції, якщо оплачує третя сторона
    Підприємство виробляє медичні меблі. За тристороннім договором покупцем (замовником) є лікарня, а оплачує благодійний фонд. Рахунок виставляється фонду, який оплачує 70% рахунку, потім меблі виробляються і передаються лікарні. Після підписання тристороннього акту прийому-передачі, фонд оплачує залишок 30%. Які особливості ПДВ? Як відображати в бухобліку?
    17.04.202435