• Посилання скопійовано

Трудовая книжка предпринимателю не нужна

Должно ли физлицо-предприниматель заполнять свою трудовую книжку? Если да, то он это делает самостоятельно или это должен делать Фонд занятости?

В соответствии со ст. 48 КЗоТ, п. 1.1 Инструкции №581трудовые книжки, являющиеся основными документами о трудовой деятельности работника, ведутся на всех работников, работающих на предприятии, в учреждении, организации или у физлица более 5 дней, в т. ч. лиц, являющихся совладельцами (владельцами) предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, сезонных и временных работников, а также внештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию.

1 Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная приказом Минтруда Украины, Минюста Украины, Министерства соцзащиты населения Украины от 29.07.93 г. №58 (с изменениями).

В соответствии с пп. 14.1.226 НКУ физлицо-предприниматель подпадает под категорию «самозанятое лицо». Согласно ч. 2 ст. 50 ГКУ физлицо осуществляет свое право на предпринимательскую деятельность при условии его государственной регистрации в порядке, установленном законом.

Факт регистрации физлица субъектом предпринимательской деятельности не порождает трудовых отношений, поэтому информация о регистрации предпринимательской деятельности и ее осуществлении не вносится в трудовую книжку работника.

Отметим, что на сегодня действующее законодательство не ограничивает физлиц-предпринимателей в осуществлении трудовой деятельности на основании трудовых договоров. Поэтому предприниматели вправе трудоустраиваться как наемные работники на предприятие, в организацию, учреждение или к другому предпринимателю на основании трудового договора (устного или письменного). В этом случае внесение в трудовую книжку записей о работе осуществляется на общих принципах.

Заметим также, что аналогичные разъяснения были изложены в письмах Минтруда от 15.05.2002 г. №06/2-4/133 и от 30.11.2005 г. №06-К54813/26. Поскольку предприниматели подлежат государственному социальному (пенсионному) страхованию, то, как указывалось в упомянутом письме от 15.05.2002 г., их трудовая деятельность засчитывается в стаж работы. Это дает право на трудовую пенсию в соответствии с п. «а» ч. 3 ст. 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», при условии уплаты страховых взносов, что подтверждается соответствующей справкой. Что касается страхового стажа для расчета пенсии, то он проводится также в зависимости от уплаты страховых взносов в порядке, установленном Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Учитывая это, подтверждением соответствующего стажа предпринимателя должна служить соответствующая справка органа ПФ об уплате страховых взносов, а после введения системы персонифицированного учета — данные системы такого учета. Однако даже эти документы не являются основанием для внесения записей о работе в трудовую книжку предпринимателя.

Увага!

Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook

Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.

Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 99 грн/міс

Передплатити

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Спрощена система/Загальні положення

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Загальні положення»