• Посилання скопійовано

Нематериальный актив списывается с баланса в случае его выбытия

По состоянию на 1 января 2015 г. на предприятии учитывается срочная лицензия на торговлю электроэнергией и на протяжении 1 полугодия 2015 г. начисляется амортизация. 28 июня 2015 г. лицензию на данный вид деятельности отменили. Как быть дальше с лицензией?

Вопрос: По состоянию на 1 января 2015 г. на предприятии учитывается срочная лицензия на торговлю электроэнергией и на протяжении 1 полугодия 2015 г. начисляется амортизация. 28 июня 2015 г. лицензию на данный вид деятельности отменили. Как быть дальше с лицензией? Начислить амортизацию досрочно или просто перестать начислять амортизацию и пусть висит на балансе? Остаточная стоимость 45 тыс. 

Ответ: Данный вопрос имеет налоговую и бухгалтерскую составляющую. Поскольку налоговый учет нематериальных активов с 01.01.2015 года осуществляется по данным бухгалтерского учета, то с него и начнем.

Бухгалтерский учет нематериальных активов предприятия обязаны вести в соответствии с нормами ПСБУ 8 «Нематериальные активы». Так согласно п.34 ПСБУ 8 нематериальный актив списывается с баланса в случае его выбытия или в результате бесплатной передачи или невозможности получения предприятием (учреждением) в дальнейшем экономических выгод от его использования.


Поскольку от лицензии, о которой идет речь в вопросе, предприятие в дальнейшем никогда не получит экономических выгод, то оно имеет полное право списать ее остаточную стоимость с баланса.

Списание нематериальных активов оформляется Актом выбытия (ликвидации) объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма №НА-3, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 22.11.2004 г. №732). Акт выбытия (ликвидации) объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов применяется для оформления выбытия таких объектов при их списании (ликвидации).

Акт составляется в двух экземплярах комиссией, назначенной приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного органа (должностного лица), осуществляющего руководство предприятием, подписывается председателем и членами комиссии, лицом, которое было ответственным за использование объекта права интеллектуальной собственности, утверждается руководителем предприятия или уполномоченным на то лицом.

Остаточная стоимость, приводимая в графе 13 акта выбытия (ликвидации) объекта права интеллектуальной собственности, определяется по данным бухгалтерского учета на последнее число месяца выбытия такого объекта как разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации за период полезного использования. В строке «Правові умови вибуття (ліквідації) об’єкта права інтелектуальної власності з господарського обороту» указываются причины выбытия. В Вашем случае это будет досрочное расторжение лицензионного договора.

Далее при определении финансового результата от данной хозяйственной операции в бухгалтерском учете руководствуемся п. 35 ПСБУ 8, в соответствии с которым,  финансовый результат от выбытия объектов нематериальных активов определяется как разница между доходом от выбытия (за вычетом непрямых налогов и расходов, связанных с выбытием) и их остаточной стоимостью. Регистры аналитического учета выбывших нематериальных активов прилагаются к документам, которыми оформлены факты выбытия этих объектов.

Учитывая то, что доходов от списания этого необоротного актива предприятие не получит никаких, то финансовый результат этой операции будет отрицательным, а следовательно предприятие может признать расходы в сумме остаточной балансовой стоимости такого нематериального актива.

Если валовый доход предприятия не превышает 20 млн. грн. в год, то бухгалтерский и налоговый учет этой хозяйственной операции будут совпадать полностью. Следовательно, остаточная балансовая стоимость такого нематериального актива и в налоговом учете уменьшит финансовый результат.

Если же валовый доход предприятия за предыдущий год будет превышать 20 млн. грн., то в налоговом учете списания (ликвидации) нематериальных активов предприятие должно руководствоваться п.138.1 и 138.2 НКУ. Так, в соответствии с п.138.1 НКУ, финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму остаточной стоимости отдельного объекта основных средств или нематериальных активов, определенной в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, в случае ликвидации или продажи такого объекта, а в соответствии с п.138.2 НКУ, финансовый результат до налогообложения уменьшается на сумму остаточной стоимости отдельного объекта основных средств или нематериальных активов, определенной с учетом положений настоящей статьи Кодекса, в случае ликвидации или продажи такого объекта. 

 

Увага!

Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook

Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.

Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 99 грн/міс

Передплатити

Автор: Дрючин Дмитро

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Держрегулювання/Ліцензії і дозволи

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Ліцензії і дозволи»

  • Чи змінювати ліцензію при встановленні додаткової ємності для зберігання?
    У заяві на отримання ліцензії в 2022 році зазначено місце зберігання пального з типом об’єкта оподаткування «213» (завод), відповідно до форми №20-ОПП, і в ліцензії на 5 років визначено ліміт 20 000 л. В 2023 році придбана ще одна ємність і фактично кількість зберігання пального збільшилась до 30 000 л. Чи подавати форму №20-ОПП? Чи подавати заяву на збільшення ліміту в ліцензії на зберігання пального?
    22.04.202424
  • Ануляція ліцензії на зберігання пального: а може відповідальне зберігання?
    Підприємство придбало ПММ 28.03.2024 р. Акцизну накладну від продавця зареєстровано 28.03.2024 р. Заяву на анулювання ліцензії в зв’язку зі зміною адреси акцизного складу підприємство подало 26.03.2024 р. Витяг з розпорядження щодо анулювання ліцензії на зберігання ПММ для власних потреб датовано 28.03.2024 р. Коли ліцензія на зберігання вважається анульованою? Чи можна передати на зберігання пальне, якщо ліцензію анульовано?
    22.04.202422
  • Сплата та продовження ліцензії на оптовий продаж алкогольних напоїв під час воєнного стану
    Підприємство має ліцензію на оптовий продаж алкогольних напоїв. У цьому місяці повинні продовжувати її ще на рік та сплатити 500 000 грн. Чи можна до кінця воєнного стану не платити ці 500 000 грн за продовження цієї ліцензії, а оплатити цю суму протягом 30 днів після скасування воєнного стану? Чи поширюється звільнення на ліцензію оптового продажу алкогольних напоїв?
    09.04.2024110
  • Чи застосовує касовий метод підприємство, якщо дозвіл на будівництво отримано до 10.10.2022 року?
    ТОВ отримало дозвіл на будівництво багатоквартирного будинку до 10.10.2022 року. В березні 2023 року ТОВ отримує право власності на квартиру (перше постачання) і на наступний день продає цю квартиру покупцю. В обліковій політиці касовий метод не застосовується. Чи потрібно застосовувати касовий метод? Коли виникають зобов’язання з ПДВ: при отримані дозволу або ж все-таки при оплаті за квартиру?
    20.03.202443
  • СГ включено до реєстру великих платників. Чи переоформлювати ліцензію на оптову торгівлю пальним?
    Діяльність підприємства – оптова торгівля пальним без місця зберігання, є відповідна ліцензія. Підприємство включено до реєстру великих платників податків на 2024 рік згідно зі ст. 64 ПКУ. Чи потрібно у зв'язку з цим подавати заяву на перереєстрацію ліцензії?
    14.02.202420