• Посилання скопійовано

На сегодня формы информирования о решении работать на общественных началах не существует

На предприятии работает и трудоустроен один работник директор, он же является и учредителем ООО. Планируется приостановить деятельность предприятия на неопределенное время. Возможно ли уволить директора, чтоб не начислять зарплату?

Вопрос: На предприятии работает и трудоустроен один работник директор, он же является и учредителем ООО. Планируется приостановить деятельность предприятия на неопределенное время. Возможно ли уволить директора, чтоб не начислять зарплату? Подписывать пустые отчеты будет учредитель. Если так можно, то как уведомить об этом госрегистратора и ГНИ, если фамилия не меняется?

Ответ: Отношение к данной проблеме, на сегодняшний момент, встречается разное. Среди представителей контролирующих органов, как правило, негативное – что понятно, ведь они предпочитают фискальный подход, а работа «на общественных началах», т.е., без оплаты труда, не приносит в бюджет налогов. Немало противников такой возможности привлечения труда даже учредителей и среди частных консультантов.


 

В своих разъяснениях что те, что другие ссылаются на то, что оплата труда в размере не ниже минимальной заработной платы – это гарантия, установленная всем категориям наемных работников государством, и не соблюдать ее – значит, грубо нарушать трудовое законодательство. Поскольку такая трактовка данной правовой ситуации чаще всего встречается среди налоговиков, прежде чем применять подобную схему работы предприятия с подачей отчетности учредителем, нужно решить, какова позиция по данному вопросу у ГНИ по месту учета предприятия и готов ли учредитель в случае проверок отстаивать (вплоть до судебного разбирательства) свое право на неначисление себе зарплаты (вот такой вот парадокс). Ведь речь идет о штрафных санкциях – как предусмотренных за нарушение законодательства о труде (КУпАП), так и при доначислении НДФЛ (НКУ, Закон про ЕСВ), за неподанную отчетность, начислении компенсации за несвоевременно выплаченную зарплату и т.д. Словом, не начислить зарплату гораздо проще, чем исправить последствия такого неначисления. 

Сторонники работы учредителей на собственных предприятиях «на общественных началах» утверждают, что такие учредители не являются наемными работниками, а обязанности руководителей предприятия выполняют только потому, что наемных работников на таком предприятии нет (как правило, когда деятельность на нем не ведется, а подавать отчетность, даже пустую, и решать другие насущные вопросы нужно). Такое право дано собственникам предприятия ст. 65 Хозяйственного кодекса Украины, в котором сказано следующее. Управление предприятием осуществляется в соответствии с его учредительными документами на основе сочетания прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества и участия в управлении трудового коллектива. Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом предприятия или другими учредительными документами. Правда, этому противоречит следующая норма этой же статьи - для руководства хозяйственной деятельностью предприятия собственник (собственники) или уполномоченный им орган назначает (избирает) руководителя предприятия. Означает ли это, что собственники не могут руководить хозяйственной деятельностью предприятия без назначения такого руководителя, и есть предметом спора между сторонниками работы учредителей «на общественных началах» и ее противниками. 

Не предусмотрено на сегодня указание физлица именно как учредителя, а не как руководителя предприятия, в случае, если он имеет право представлять интересы предприятия без доверенности, и в формах, которые подаются госрегистратору и в ГНИ со сведениями о предприятии (см. форму 4, утвержденную приказом Минюста Украины от 14.10.2011 г. № 3178/5, форму 1-ОПП, утвержденную приложением 6 к Порядку учета плательщиков налогов и сборов, согласно приказа Минфина Украины от 09.12.2011 г. № 1588).  Поэтому на сегодня утвержденной формы того, как учредитель может проинформировать контролирующие органы о решении работать на общественных началах (не уволиться, а именно сменить формат работы и оплаты труда), не существует.   

Увага!

Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook

Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Автор: Бикова Ганна

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Облік та звітність/Первинні документи, типові форми

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Первинні документи, типові форми»

  • Що робити, якщо перевізник на заміну CMR надав етикетку?
    Підприємство від перевізника отримало транспортну етикетку на міжнародне перевезення, а не CMR. В етикетці зазначено вантаж, маршрут та немає печатки перевізника. Чи достатньо такої етикетки для документального підтвердження міжнародного перевезення вантажу?
    16.02.2024299
  • Винаймання будинку у фізособи для проживання у відрядженні: підтвердні документи
    Працівники, перебуваючи у довготривалому відрядженні, орендують будинок для проживання у приватної особи (не готель, не ФОП). Які необхідно отримати документи, що підтвердять факт проживання?
    14.02.2024575
  • Оформлення CMR при мультимодальних перевезеннях
    ФОП-перевізник отримав від замовника вантаж із залізничного вагону у Львові і перевіз до Житомира. Вантаж розмитнюватиметься у Києві. Замовник оформив перевезення CMR, а не ТТН, де завантаження і розвантаження в Україні. На його погляд, це мультимодальне перевезення, яке оформляється CMR, а не ТТН. Це правильно? Як оформляти CMR?
    13.02.202492
  • Виправлення помилок в первинних документах, створених в паперовій формі
    Благодійна організація надала благодійну допомогу (генератори) бюджетній установі. В акті приймання-передачі виявлено невідповідність, зокрема, неправильно вказано ціну. Бюджетна установа вже відзвітувала. Як виправити помилку в первинному документі? Які дані відобразити у звіті: з урахуванням виявленої помилки чи без?
    31.01.2024110
  • Starlink для військового підрозділу: документальне оформлення
    Для працівника, який воює, і його підрозділу компанія придбала систему Starlink. Як документально правильно оформити передачу і передати право користування (щомісячна абонплата за користування системи)?
    25.10.2023128