• Посилання скопійовано

Приемка и отгрузка товара может осуществлятся через агента

Предприятие покупает товар и сразу передает его на ответственное хранение, дальше этот отгружается покупателям товар по мере необходимости. Склад находится в другом регионе. Может ли предприятие заключить договор с другим юрлицом на прием товара от поставщика?

Вопрос: Предприятие покупает товар и сразу передает его на ответственное хранение, дальше этот товар по мере необходимости отгружается покупателям со склада отв. хранения (предварительно сняв с хранения). Особенность в том, что такой склад - в другом регионе. Может ли предприятие заключить договор с другим юрлицом условно фирма А (взять сотрудника в том регионе не можем) на выполнение работ: приемка товара от поставщика, передача/снятие на хранение, отгрузка покупателям? Как должен называться дог: подряд или поручение? И как подписывать первичку с контрагентами от имени нашего предприятия: подпись и печать чъя должна быть, например в накладной на получение товара от поставщика от имени покупателя выступает сотрудник фирмы А и печать фирмы А? 

Ответ: С учетом ситуации, описанной в вопросе, мы не исключаем возможности передавать товар через агента (физическое лицо, предпринимателя или юридическое лицо). Правда, при этом такие действия возможны на этапе принятия решения о продаже товара при помощи посредника, а не на этапе выполнения обязательств по договору купли-продажи и хранения товара после его оплаты. То есть, вопрос передачи товара через другое лицо должно быть оговорено (согласовано) с покупателем — речь идет об особых условиях поставки товара в договоре купли-продажи.

Таким образом, по условиям, описанным в вопросе, если договором купли-продажи установлено, что продавцом товара является предприятие с обязательством его продать и поставлять партиями  в указанном месте поставки (склад в другом регионе на условиях   самовывоза), третье лицо, имеющее доступ до этого склада может оказывать услуги (экспедиция, поручение, смешанный договор) по передаче товара покупателю. 

Поскольку в данной ситуации речь идет о фактическом делегировании отдельных полномочий  (конкретно — выполнение условий поставки), то наиболее подходящим, по нашему мнению, будет договор поручения (выполнение юридически значимых действий). 

Например, иметь допуск к складскому помещению, получить товар, передать его покупателю.  

Поскольку поверенный действует за счет доверителя и от его имени (ст. 1000 ГКУ), ему можно поручить оформить и подписать документы на отгрузку товара. 

Если информацию о такой отгрузке через посредника не включить в договор купли-продажи товара (желательно ее прописать и в договоре ответственного хранения), то есть определенные риски. Поскольку речь идет о передаче полномочий по оформлению документов на отгрузку товара (в т.ч. подписи, печати от имени поверенного), то возникает вопрос в налоговом и бухгалтерском учете. Например, договор купли-продажи двухсторонний, а документы на товар оформляют фактически два разных лица. Та же проблема возникает и по договору ответственного хранения: заказчиком и владельцем товаров является одно лицо, а забирает такой товар (снимает с исполнителя обязанности по его хранению) посредник. 

По нашему мнению, поверенному следует передать лишь полномочия по передаче товара вместе с уже оформленными документами на отгрузку товара, то есть выполнить условия поставки товара (его отгрузки со склада в другом регионе). Оформление документов не продавцом (поставщиком), свидетельствует о других правоотношениях между продавцом и фирмой А — по договорам экспедиции, смешанного договора (в т.ч. трехстороннего), комиссии.

Следует также отметить, что действующим ГКУ (ст. 956-966) урегулированы  вопросы складского хранения товара на товарном складе (без необходимости принятия товара на ответственное хранение — это достаточно удобно для отгрузки товар не по месту составления договора купли-продажи). Под определением  "товарный склад" следует понимать организацию (юридическое лицо), которое хранит товар и предоставляет услуги, связанные с хранением, на основе предпринимательской деятельности.

Такое юрлицо может вполне заменить фирму А.

Правоотношения, связанные с оформлением, выдачей, погашением простых и двойных складских свидетельств, определением порядка их регистрации, а также созданием правовых, экономических, организационных условий функционирования этих документов при хранении товаров на товарных складах, урегулированы Законом Украины от 23.12.2004 г. N 2286-IV "О сертифицированных товарных складах и простых и двойных складских свидетельствах". 

 

Увага!

Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER, а обговорювати їх – у найбільшій групі бухгалтерів на Facebook

Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Доступ до цієї консультації можливий лише для передплатників «Дебету-Кредиту». Якщо ви передплатник, будь ласка, авторизуйтесь.

Або оформіть передплату, вартість пакету «Мій асистент» становить лише 99 грн/міс

Передплатити

Автор: Канарьова Наталія

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Облік та звітність/Облік окремих операцій

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі консультації рубрики «Облік окремих операцій»

  • Поставка основного засобу резиденту за трьохстороннім договором, де платник-нерезидент: облік та оподаткування
    Підприємство уклало трьохсторонній договір на поставку автобусів дитячому садку, де платником є нерезидент. Оплата в євро. Перша частина оплати 10% - 02.01.2024 р., друга 90% - 14.02.2024 р. ПДВ у складі ціни. Поставка автобуса відбулася 15.02.2024 р. Який порядок відображення в обліку та складання ПН?
    27.03.20249
  • Як повернути ОЗ з рахунку 286 знову на рахунок 10?
    Підприємство у вересні 2021 р. прийняло рішення продати основні засоби (меблі). Активи було переведено до складу необоротних активів, утримуваних для продажу за найменшою з вартостей, зокрема, балансовою. У зв'язку з війною ці ОЗ не були продані. У 2024 р. прийнято рішення не продавати їх та продовжити використовувати у госпдіяльності. Скоригована балансова вартість (балансова вартість зменшена на суму амортизації, яка була б нарахована за період жовтень 2021 - грудень 2023 рр.) дорівнює нулю. За якою вартістю зараховувати об'єкт до складу основних засобів?
    26.03.202457
  • Облік компенсації за працевлаштування ВПО
    Які бухгалтерські проведення слід здійснити при компенсації роботодавцю за працевлаштування ВПО?
    26.03.202430
  • Чи збільшують первісну вартість ОЗ витрати на його монтаж на новому місці використання?
    Підприємство має об’єкт ОЗ, який використовувався в орендованому магазині. Після закінчення договору оренди, об'єкт ОЗ демонтований за старою адресою використання та переміщений в інший орендований магазин за іншою адресою. Для використання ОЗ за новою адресою підприємство понесло витрати на демонтаж за старою адресою та монтаж ОЗ на новому місці. Як обліковувати послуги демонтажу і монтажу старого (що уже був у використанні) об'єкту ОЗ за новою адресою? Чи можна збільшити первісну вартість ОЗ на суму витрат на його монтаж на новому місці?
    25.03.202440
  • Облік придбання ОЗ в кредит за програмою 5-7-9
    Підприємство придбаває обладнання, сплачуючи 30% коштів, а 70% сплачує банк за кредитним договором на 5 років за програмою 5-7-9. Частину відсотків за кредитом сплачує підприємство, а частину - держава. Обладнання ще не виготовлене. За договором, поставка буде на 71-й день від дати оплати, яка була 08.02.2024 р. Як відображати ці операції в бухобліку?
    21.03.202442